Развить логическое мышление ребенку

Почему одни дети схватывают знания буквально на лету, а другим приходит ся повторять одно и то же много раз? От чего зависит логическое мышление и уровень интеллекта ребенка? От быстроты мышления, способности рассуждать логически, ре шать задачи в разных об ластях, изучать и анализировать новый материал. Как правило, та кие задатки определяются генети чески. Ученые полагают, что на до лю наследственности отводится в среднем 70% способностей ребен ка. Но это не значит, что их нель зя развивать. Ведь остальные 30% остаются в нашем распоряжении! Так как же можно развить логическое мышление ребенку?

УЗЕЛОК НА ПАМЯТ

Какому родителю не хочется облегчить ребенку школьную жизнь. Так что же мы можем сде-лать для юных гениев? В первую очередь научить их пользоваться резервами собственной памяти.

Природа наградила людей ве-личайшим даром - способностью запоминать. Существует четыре вида памяти:

✓- наглядно-образная (способст-вует запоминанию лиц, цветов, форм, зрительных образов);

✓- словесно-логическая (помогает усвоить и закрепить услышан-ную информацию);

✓- моторная (память движений);

✓- эмоциональная (позволяет за-печатлеть чувства, переживания и связанные с ними события).

Для достижения наилучшего результата при усвоении нового материала школьникам было бы неплохо уметь пользоваться всеми четырьмя видами памяти одновре-менно. Но как этого добиться?

Механическая память - самая ненадежная штука. Если не вы-строить в голове логические свя-зи, можно повторить одно и то же десятки раз, но уже на следующий день от выученного не останется и следа. Чтобы запомнить любую информацию, необходимо найти смысл, вычленить главное. Подростки уже обладают приличным запасом знаний и опытом, поэто-му им не составит труда провести параллели с уже сохраненны-ми в голове образами, событиями, фактами и поискать ассоциации. Также посоветуйте ребенку при-слушаться к своим чувствам. Спросите его: «Что ты испытыва-ешь, когда слышишь об этом?» Хо-тя бы одна ассоциация из целого спектра эмоций обязательно при-лет на помощь. На следующий день, через неделю ребенку будет гораздо проще вспомнить ту или иную информацию.

Чтобы «оживить» образы, по-лезно их нарисовать. Чем необычнее получится иллюстрация, тем крепче объект осядет в памяти. Вспомните первые азбуки, по ко-торым малыши знакомились с ал-фавитом. Во многих из них буквы изображены в виде животных и предметов. Это позволяет выстро-ить ассоциации и благодаря им быстрее запомнить букву. Таким же приемом можно пользоваться и старшим ребятам. Например, к каждому четверостишию или па-раграфу учебника в блокноте предложите сделать небольшую пометку, смешной рисунок. Такая подсказка может оказаться весьма полезной.

Не так уж сложно научиться за-поминать и даты. Для этого важ-ные, но упрямые числа нужно ло-гически связать с цифрами, кото-рые «окружают» нас в повседнев-ной жизни: номер дома, квартиры, дата рождения близких, этаж, те-лефон и так далее. Любая нестан-дартная форма преподнесения материала запоминается легче, чем сухие факты. Например, практи-чески все мы вынесли из детства фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» и до сих пор ориентируемся по ней, припоми-ная цвета радуги. А когда речь за-ходит о падежах, все сразу автома-тически вспоминают стишок, рас-сказанный учительницей русского языка: «Иван родил девчонку, ве-лел тащить пеленку», где Иван - именительный падеж и т.д.

Еще одна важная деталь. Когда вы просите школьника запомнить что-либо, постарайтесь создать для него правильную мотивацию, на-пример: таблица умножения будет нужна тебе каждый день, ведь так обидно, когда тебя обсчитывают в магазине. Или: любой девушке по-нравится молодой человек, знаю-щий наизусть сонеты Шекспира. Придумайте версию, которая про-изведет впечатление на ребенка, заинтересует его.

МИР У ВАШИХ НО

Чтобы помочь ребенку мобилизо-вать логическое мышление, взрослым не-обходимо позаботиться о его все-стороннем развитии. Оказывается, гонять в футбол тоже важно! Физи-ческое развитие напрямую связано с умственными способностями. Важную роль играет и питание. Не-достаток витаминов и микроэле-ментов снижает коэффициент ин-теллекта! Спокойная обстановка в семье, доброжелательный климат в школе улучшают состояние нерв-ной системы и повышают способ-ность ребенка к восприятию ново-го. Создать для своего чада благо-датную познавательную среду не так уж сложно. Кроме школьной программы, существует масса ин-тересных и полезных для интел-лектуального развития занятий. Дайте подростку хорошую книгу, пригласите его в театр, предложи-те вместе съездить на экскурсию по Золотому кольцу попросите его помочь советом в трудной ситуа-ции. Предназначение родителей - раскрыть в человеке Личность!

РАЗВИВАЕМСЯ, ИГРА

Существует невообразимое количество игр, способных развивать логическое мышление ребенку. Недавно моей дочке на день рождения подарили гигантскую семейную викторину, играть в которую можно в любом возрасте - от 6 до 99 лет. Играли всей семьей несколько дней подряд и были в полном восторге! Каждый вынес для себя что-то новенькое. Можно придумать массу игр, и не используя дополнительного оборудования. Прекрасно развивает память простейшая игра «копилка». Чем боль-ше участвует человек, тем интереснее играть. Первый игрок называ-ет любое слово, его сосед добавляет свое, и так по кругу. Например: я положил в копилку монету. А я положил в копилку монету и дом. А я положил в копилку монету, дом и вилку. Выбывает тот, кто собьется первым. Победитель получает приз! Всем известна люби-мая многими поколениями игра в города. Помимо очевидной пользы для развития памяти и эрудиции она еще и помогает прекрасно провести время. Небесполезно для развития и такое увлекательное занятие, как разгадывание головоломок и интеллектуальных тестов.

РАЗВИТО ЛИ У ВАШЕГО РЕБЕНКА ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?

Дайте ребенку бумагу и карандаш и объясните, что хотите посмотреть, как он запоминает слова: «Я буду говорить, а ты к каждому слову быст-ро делай рисунок». Главное, чтобы он напоминал слово. Для запоминания предлагаются 10-12 слов и словосоче-таний: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, каприз-ный ребенок, хорошая погода, силь-ный человек, наказание, интересная сказка. Каждое следующее слово произносите, когда рисунок первого готов. Объясните, что нужна картинка, напоминающая слово, а не воспроиз-водящая предмет. После выполнения заданий рисунки заберите. Через час-полтора, показывая каждый из рисун-ков, спросите, для какого он слова. Если ребенок вспомнил неверно, задайте вопросы. Не понимающий смысла теста в самом процессе рисо-вания забывает заданное слово. При этом рисунки бывают крупными и под-робными. Способность к использова-нию психологических средств у таких детей развита недостаточно. В шести-летнем возрасте иногда ребенок рису-ет и помнит слово, но позднее воспро-извести его не может. Такой уровень приемлем, если до поступления в шко-лу осталось не менее полугода. Ис-пользуйте задания для развития спо-собностей будущего школьника. Если же до учебы остается всего один-два месяца, у него могут быть трудности с запоминанием материала. Ребенок должен отличать слово от предмета, его обозначающего. Предложите ему ответить на вопрос: «Какое слово длиннее: карандаш - каран-дашик, червячок - змея, усики -усы, кот - котенок?» Перед за-данием непременно объяс-ните, что слово-это не вещь. Его можно напи-сать, но не съесть, не пе-редвинуть, не потрогать. Если малыш не различает слово и предмет, то выби-рать он будет по зритель-ным представлениям (змея длиннее червячка). Нормально развитый ребенок обычно дает пра-вильный ответ. Он может объяснить, что в слове «больше букв».


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

Похожие

» » » » Развить логическое мышление ребенку