Как развить память и внимание у ребенка?

Хорошо развитое внимание сопровождает все психические процессы: восприятие, мышление, память, речь и повышает их продуктивность. Уровень развития внимания во многом определяет успешность дальнейшего обучения в школе. Придется позаниматься - то есть поиграть. Как развить память и внимание у ребенка, вы узнаете в этой статье.

Зрительная памят

Зрительное внимание нам жизненно необходимо, но и его, оказывается, нужно тренировать. Задолго до школы у малыша необходимо развивать произвольное внимание, такие его свойства как объем, концентрация, распределение и устойчивость. Вот игры-упражнения, развивающие у ребенка все свойства зрительного внимания, а также сосредоточенность и наблюдательность.

• "Найди отличия" Подберите картинки, на каждой из которой изображены два похожих, но в чем-то различающихся между собой предмета. Попросите ребенка найти все отличия между рисунками. "Найди такой же предмет" Предложите малышу, сравнив между собой несколько изображенных предметов, найти точно такой же, как на образце.

• "Найди одинаковые вещи" Рассмотрев и сравнив несколько изображенных предметов. надо найти два совершенно одинаковых.

• "Чей силуэт?

Подберите картинки, на которых нарисован предмет и несколько силуэтов. Один из них - силуэт предмета, а остальные - спорные (похожие на предмет) изображения. Малыш должен определить, к какому из рисунков подходит данный силуэт. Выбор пары "предмет-силуэт" ребенок объясняет на основе сопоставления очертаний цветного и силуэтного изображений, их идентификации.

• "Сколько предметов?

Подберите изображения с наложенными друг на друга контурами предметов (например, чашки, ложки, тарелки). Объясните, что только на первый взгляд все изображенное кажется путаницей. Но если внимательно присмотреться, можно увидеть контуры сразу нескольких предметов. Чтобы не ошибиться, что же изображено на рисунке, попросите ребенка очень внимательно проследить очертания каждого предмета (провести пальчиком по линиям контура). Затем предложите малышу самому изобразить нечто подобное.

• "Кодирование"

Положите перед ребенком листок с изображением различных геометрических фигур (5-10 рядов по 10 фигур в ряд). Задание - поставить в определенной фигуре необходимый значок. Вверху на листе дан образец: например, в круге - плюс, в квадрате - минус, в треугольнике - точка. Фиксируйте время выполнения задания.

• "Лабиринты

На основе зрительного прослеживания ходов, линий предложите ребенку отыскать нужный выход. Например: по какой дороге идти Красной Шапочке, чтобы попасть к бабушке?

• "Путаница"

Попросите малыша распутать линии, сначала не отрывая карандаш или пальчик от бумаги, а затем - глазами. Например: кто из какого клубка вяжет? Кто с кем разговаривает по телефону?

• "Фотограф"

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем уберите картинку и начните задавать по ней вопросы: "Какие персонажи нарисованы? Во что они одеты?"

• "Корректор"

Приготовьте таблицу с любыми знаками - буквами, цифрами, фигурами на 5-10 строк по 10 знаков в каждой. Попросите ребенка как можно быстрее находить и вычеркивать в тексте названную вами букву (цифру или фигуру). Следите, чтобы он двигался по строчкам и не пропускал ни одного нужного знака. Фиксируйте качество работы малыша (время. за которое он просматривает строки, количество ошибок), поощряйте его за прогресс.

• "Раскрась так же"

Предложите ребенку раскрасить вторую половинку картинки так же, как раскрашена первая. Похожее задание (выполняется на листке в крупную клетку) - расположить по клеточкам вторую половинку предмета так же, как нарисована первая половина.

• "Соедини по точкам"

Предложите малышу соединить плавными и четкими линиями точки от 3 до 20 и увидеть, кого нарисовал художник. Такой шаблон несложно нарисовать самостоятельно.

• "Делай как я!"

Встаньте напротив малыша и показывайте различные упражнения руками, ногами и т. п. Задача ребенка - повторять все за вами. Можно менять темп, периодически ускоряя или замедляя движения.

• "Запрещенное движение

Вы - ведущий и показываете малышу движение, которое повторять нельзя. Далее выполняете разные жесты, которые кроха копирует. Если же ребенок повторил «запретное» движение, начисляется штрафное очко. Затем поменяйтесь ролями.

• "Прятки

Подберите картинки со «спрятанными» предметами, цифрами, буквами, знаками. Например, предложите малышу найти все цифры 2 в изображении лисенка.

"Точки

Нарисуйте 8 квадратов 4x4 клеточки. В любых клеточках первого квадрата поставьте две точки, во втором - три, в третьем - четыре и т. д. Задача малыша - по вашему образцу расставить точки в пустых квадратиках.

• "Нарисуй"

Предложите ребенку нарисовать 10 треугольников в ряд. Нужно заштриховать синим карандашом треугольники №№ 3, 7 и 9- зеленым - № 2 и № 5- желтым - № 4 и № 8- красным - первый и последний.

На слу

Большую часть информации об окружающем мире, которой владеет дошкольник, он узнает на слух. В начальной школе свыше 70 % всего учебного времени отводится на то, чтобы целенаправленно слушать объяснения учителя. Потому старайтесь развивать у малыша способность самостоятельно, не отвлекаясь, удерживать внимание на важной информации. Активное слушание развивается при чтении вслух художественной литературы, посещении детских спектаклей. Слуховое внимание развивается и при обучении ребенка чтению и письму, формировании звуковой культуры речи (отчетливое произношение звуков, слов, фраз, четкий темп речи, ее громкость, выразительность). Игровые упражнения помогут развить у малыша способность сосредоточиться на звуке, слуховое внимание, быстроту его распределения и переключения.

• "Большое ухо"

В эту игру можно играть везде. Предложите ребенку остановиться, закрыть глаза и прислушаться. Какие звуки он слышит? Какие звуки дальше, а какие ближе? Найдите тихое место, предложите послушать тишину. Что ее нарушает? Бывает ли полная тишина?

• "Что за звук?

Приготовьте бумагу, фольгу, стаканчики с водой и без, карандаш. Можно также использовать предметы, находящиеся в комнате: дверь, мебель, посуду. Попросите ребенка закрыть глаза и прислушаться. Производите различные звуки: пошуршите бумагой, постучите карандашом, перелейте воду из стаканчика в стаканчик, откройте дверцу шкафа, переставьте стул. Малыш должен отгадать, что вы делаете и при помощи каких предметов. Затем поменяйтесь ролями.

• "Звукозапись

Игра похожа на предыдущую, ребенок должен узнавать различные звуки при прослушивании аудиокассеты: звонок на входной двери, гудок машины, шум воды из крана, скрип двери, шелест отдергиваемой шторы, голоса родных, друзей, персонажей мультфильмов.

• "Звуковые загадки

Приготовьте набор звучащих игрушек: бубен, колокольчик, гармошку, барабан, металлофон. две деревянные ложки, пианино, погремушку, резиновую игрушку с пищиком. Покажите их малышу, а затем встаньте за ширму или за открытую створку шкафа и поочередно извлекайте звуки. Затем поменяйтесь ролями.

• "Ритм

Возьмите деревянную палочку и простучите по очереди несколько простых ритмов. Задача малыша - воспроизвести их.

• "Слушай хлопки"

Ребенок передвигается по комнате. Когда вы хлопаете в ладоши один раз, он должен остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны): на два хлопка - позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу)- на три хлопка - поскакать как лошадка.

• "Поймай слово

Вы называете различные слова, а малыш должен среди них не пропустить ("поймать") определенное слово, например, слово: ветер. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши (или приседает, подпрыгивает) если услышит это слово. В усложненном варианте нужно "поймать" два слова.

• "Похожие слова"

Приготовьте карточки с изображением, похоже звучащих слов, например: лев-лес- точка-дочка- коза-коса- трава-дрова- ложка-кошка: усы-осы- рак-мак-роса-роза. Предложите малышу подобрать пары картинок, на которых изображены разные предметы, но слова, их называющие, звучат похоже.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

» » » » Как развить память и внимание у ребенка?