Как должны быть готовы дети к первому классу

Отправляя ребёнка в первый класс, родители озадачены не только покупкой необходимых школьных принадлежностей, их мучает масса вопросов. На сколько готов ребёнок сделать свой первый шаг к самостоятельной жизни?

Будет ходить в школу с удовольствием или со скандалом? Как сложатся его отношения с учителями и сверстниками? И вообще, как должны быть готовы дети к первому классу? Масса вопросов о режиме дня, отношениях в школе, питании…

Что же должны уметь дети, отправляясь в первый класс? С этим вопросом родители обращаются и к учителям, и к воспитателям детских садов, и даже к «бывалым родителям». На сегодняшний день существует масса тестов для того, чтобы определить готовность дошкольника к первому классу. Ребёнок должен быть готов интеллектуально, социально и эмоционально.

Интеллектуальную готовность показывает уровень знаний дошкольника об окружающем мире, о явлениях природы, умение строить причинно-следственные связи, способность делать логические выводы. А так же навык группировать предметы в группы по определенным признакам. Можно провести тест для будущих первоклассников на память и мелкую моторику. Например: рисуя не сложный рисунок, ребёнок должен правильно держать карандаш, проводить чёткие линии и делать точные соединения. Проверяя память, зачитывается короткий рассказ, который ребёнок должен пересказать близко к тексту. А так же показываются несколько карточек с изображением предметов. Всё хорошо, если были названы половина или все показанные предметы. Помимо этого ребёнок должен знать алфавит и уметь считать до ста. А вот умение читать у будущих первоклассников не проверяют.

Конечно, если ребёнок пойдёт учиться в учебное заведение нового типа, такое как коллегиум, гимназию или лицей, ему предстоит пройти более серьёзную проверку знаний. Попасть в такое учебное заведение можно только на конкурсной основе, по результату пройденного собеседования.

На собеседовании присутствует один из родителей, а так же комиссия, состоящая из преподавателя младших классов, медицинского работника и психолога, которые определяют то, как должно быть готово дитё к первому классу. Они проверяют умение ребёнка читать, писать, считать, уровень владения иностранным языком, а так же смотрят, как развита слуховая и зрительная память, внимателен ли ребёнок, может ли он сосредоточиться на чём-то одном и прочее. После беседы делают вывод, есть ли у ребёнка задатки к обучению в таком заведении и готов ли он к нагрузкам, которые включает в себя программа учебного заведения.

Эмоционально ребёнок готов к школе, когда он способен выполнять долго не всегда интересную ему работу, когда может ослабить свои импульсивные реакции. Социальная готовность видна, когда ребёнок умеет общаться со сверстниками, способен слушать и выполнять требования учителя, может корректировать своё поведение, подстраиваясь под законы детской группы.

Конечно, маленький человек, ступающий на тропу большой жизни, должен быть самостоятельным. Это то качество, которое развивают в ребёнке задолго до поступления его в школу. Самостоятельно есть, одеваться, застёгивать обувь, собирать школьные принадлежности в портфель ребёнок должен обязательно. Если возвращаясь со школы, первоклассник будет обедать один, то целесообразно научить его пользоваться бытовой техникой, чтобы он мог сам разогреть или приготовить простую еду.

Не стоит забывать и о безопасности своего чада. Он должен знать свою фамилию, имя и отчество, знать, как зовут его родителей, где и кем они работают, должен иметь возможность связаться с ними по телефону в любой момент. Знать маршрут до школы, номер транспорта, если предстоит добираться до школы самостоятельно. Особо важно, знать правила безопасности - никогда не заговаривать и никуда не ходить с незнакомыми людьми, обходить открытые канализационные люки стороной и прочее.

Помимо этого, перед тем, как отправлять ребёнка в первый класс необходимо показать его врачам. У ребёнка обязательно должна быть карта прививок, в которую заносятся обязательные прививки от кори, краснухи, дифтерии, гепатита, столбняка, паротита и полиомиелита. Нужно пройти осмотр у узких специалистов: ЛОРа, невролога, окулиста, стоматолога и логопеда. На основе результатов осмотра врач терапевт делает заключение и выдает справку об уровне физического развития будущего первоклассника. Последнее нововведение для осмотра первоклассников - прохождение пробы Руфье, которая позволяет оценить работу сердца при физической нагрузке. Заключается она в следующем, в течении 15 секунд измеряется пульс, после того как ребёнок 5 минут находился в спокойном состоянии. Затем за одну минуту обследуемый должен сделать 30 приседаний, пульс замеряют в течении первых и последних 15 секунд выполнения упражнения. Далее по специальной формуле вычисляется показатель сердечной деятельности (ПСД), который позволяет определить физическую группу ребёнка, а так же допустимую нагрузку на уроках физкультуры.

Помимо детей к первому классу должны быть готовы и родители. Важно осознавать, что ребёнок меняется, приобретает новые интересы, знакомится с новыми людьми, мнение которых для него важно. Не стоит предъявлять завышенных требований ни к педагогу, ни к будущему школьнику. Родителям следует объяснить ребёнку, что учитель - это авторитет, которого уважают. Ведь только тогда, когда родители и педагоги работают с ребёнком в одном направлении, закрепляют, полученные в школе знания, можно говорить о качестве образования детей.

Желая помочь будущему первокласснику адаптироваться к новым условиям, родители зачастую прибегают к помощи различных подготовительных курсов, школ, клубов, пользуются услугами репетиторов, записывают ребёнка во все возможные кружки. Иногда нагрузка непомерна для детей, они готовы возненавидеть обучение, ещё не став школьниками. А иногда ребёнок после подготовительных мероприятий приходит в первый класс и его знания превышают уровень знаний других учеников. Это приводит к тому, что он вынужден проходить материал, который уже знает, ему становится скучно и не интересно в школе. Старое доброе «правило золотой середины» поможет определить родителям целесообразность дошкольной подготовки своих чад. Ведь главное, чтобы посещая уроки в школе, ребёнок помимо новых знаний получал, новые положительные эмоции и приобретал новых друзей.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

» » » » Как должны быть готовы дети к первому классу