Развивающие программы для детей: рисование

Как относятся родители к детскому рисунку? Очень по-разному: от полного безразличия до фанатичной увлечённости. А как дети? При благоприятных условиях говорить и рисовать детишки начинают почти одновременно - в период от года до двух лет. Итак, развивающие программы для детей: рисование - тема разговора на сегодня.

Подавляющее большинство детей находят очень увлекатель-ным оставление следов этими интересными цветными палочка-ми под названием «карандаш» на всём, что под руку попадётся. Вот годовалый карапуз, едва встав на ноги, берёт в руки карандаш, фло-мастер и начинает расписывать обои в квартире. Как правило, со-противление взрослых в данном случае заканчивается поражени-ем. Препятствовать этому слож-но, остаётся утешить себя тем, что ремонт всё равно неизбежен, а эти занятия принесут пользу. И если уж вы пожертвовали обоями, то надо извлечь максимум из нового занятия малыша!

В чём польза занятии рисо-ванием? Занятия спортом дела-ют ребёнка здоровее, обучение чтению, занятия математикой - умнее и т.д. Но что даёт рисова-ние, если цель стать художником не стоит? Рисование - увлека-тельный путь развития и мощный инструмент воспитания ребёнка, «окошко» в мир детской души, так часто наглухо закрытой даже для самых близких.

С чего начать

Итак, вы решили уделить вни-мание рисованию малыша. Глав-ная забота ваша - обеспечить про-цесс рисования, т.е. чем, на чём и где. Начните с подготовки рабо-чего места маленького художни-ка. Хочу отметить, что рисовать можно и стоя, и сидя на коленях на полу. Если традиционно - за столом - то ноги малыша обяза-тельно должны доставать до пола. Помните лишь о правильном освещении. Потребуется бумага разного формата, картон, каран-даши, фломастеры, гуашь, аква-рельные краски, кисточки разной толщины, бумажные и влажные салфетки. Актуален вопрос спе-цовки, ведь дети могут вывозиться в краске с головы до ног. Что это может быть? А что не жалко пач-кать, и чтобы малыш чувствовал себя свободнее, а вы избежали не-нужных огорчений. Стирать часто эту одежду не следует, достаточно просто просушить. Как, впрочем, и часто мыть руки в процессе рисо-вания. Экзотические пятна - это даже интересней и привлекатель-ней для юного рисовальщика, чем извечная стерильность.

Если же вовремя подсовывать бумагу, ручки, фломастеры, кисти, затачивать карандаши, то «каляки-маляки» надолго могут увлечь ребёнка. Желательная последовательность подачи средств изображения: карандаши, фломастеры, краски, причём вначале гуашевые. И в путь от первых каракулей до уверенной власти над листом!

Для начала давайте научимся рисовать самое простое: точки, па-лочки, кружочки. Не интересно? А если обыграть эти элементы, превратить их в разнообразные предметы или явления приро-ды, каждую встречу малыша с карандашом сделать увлекатель-ной игрой? Нарисуйте тучку, из которой вот-вот пойдёт дождик. Ребёнку предложите с помощью точек нарисовать дождик. Ещё больше понравится юному худож-нику рисовать капельки-точки-штришочки поверх нарисованного или наклеенного зайки или мишки, цветочка или травки и т.д. (до-ждик промочил). Можно рисовать дождик, сопровождая стишком:

Дождик, дождик, веселей!

Кап-кап-кап.

Капай, капай, воду лей!

Кап-кап-кап.

На цветочек, и листок,

Кап-кап-кап.

На дорожку, и лужок,

Кап-кап-кап.

При этом слова «кап-кап-кап» сопровождаются нанесением ка-пелек дождя. Дождик можно ри-совать не только карандашами и фломастерами. Дайте возможность ребёнку сделать это гуашевой краской путём «примакивания» (кисть прижать к листу бумаги и тут же отнять). Причём, чтобы ма-лыша не испугала сложность этого процесса, набирать краску понача-лу лучше вам. Да и рисовать мож-но вместе с ребёнком, обхватив его руку с кисточкой своей рукой. По-чувствовав уверенность, малыш сам откажется от вашей помощи. «Примакиванием» можно рисо-вать следы от ног людей и живот-ных, сопровождая его потешкой:

Огромные ноги пошли по дороге:

То-о-о-п, то-о-о-п, то-о-о-п...

Малюсенькие ножки побежали по дорожке:

Топ-топ-топ! Топ!

Топ-топ-топ! Топ!

Слова «топ-топ-топ» сопрово-ждаем «топаньем» кисточки по бу-маге. Следы больших ног рисуем кисточкой широкой, а следы ма-леньких ножек - тоненькой. Ма-ленькие следы оставит после себя уточка, мышка, ёжик. Большие следы - слон, медведь. Возьмите соответствующие игрушки или, если найдётся немного времени, сделайте животных из бумаги, вы-режьте из старых журналов. Пусть в ваших руках они топают по бу-маге, а малыш оставляет за ними следы.

Если за окном золотая осень, вокруг полно опавшей листвы неподалёку от деревьев. Ярко смотрятся они на ещё зелёной траве. Предложите малышу нарисовать опавшие ли-стья или кое-где встречающиеся цветочки таким же способом, как и следы. Красиво смотрится на тёмном фоне (синий - вечер, более тём-ный - ночь) падающий снег... Ко-нечно же, это будет зимой! Тогда-то и нарисуйте контуры белой тучки вверху листа бумаги и земли внизу и предложите показать, как:

Летят снежинки - Лёгкие пушинки.

Во дворе белым-бело, Сколько снега намело!

На тёмном же листе - это не-бо - можно нарисовать луну и звёзды, разноцветный салют.

Задания посложне

Можно привлечь ребёнка рисовать прямые и изогнутые ли-нии. Сначала это могут быть ще-тинки кисточки для рисования, щётки. Важно, чтобы малыш рисовал их в нужном месте (основа нарисована вами). Потом, нари-совав небольшой треугольник с точкой-носиком, предложите ма-лышу дорисовать колючки - по-лучится ёжик. Если на силуэтах ёлочек малыш нарисует много-много иголочек - ёлочка станет краше. Коровке и козочке - трав-ку, шарикам - ниточку... Да мало ли можно придумать игр-заданий для малыша?! Вот так и сложится ваша собственная развивающая программа.

Понравится, особенно маль-чикам, играть, оставляя следы на листе бумаги (ещё лучше на куске обоев - они длиннее!) от имею-щихся в арсенале автомобилей. Вы везёте машину, а ребёнок ри-сует. Можно поменяться ролями. Красная машина оставляет следы красные, синяя - синие и т.д. До-рога может быть прямая, с поворо-тами, извилистая.

Чуть сложнее для детей - научить-ся рисовать кружочки. Для начала попросите ребёнка показать рукой круглый мячик, яблочко. Затем на-рисовать в воздухе рукой с каранда-шом (кисточкой) большой мячик, маленький шарик. Малыш с удо-вольствием проделает это вместе с вами. Потом попробуйте рисовать округлые предметы уже описанным способом «рука малыша в вашей». И пусть поначалу круги будут и не кругами вовсе - не страшно. С каж-дым разом будет получаться всё лучше, и радости получать ребёнок будет всё больше. И даже если ничего не получается, предоставьте возможность пытаться снова и снова, хвалите за малейшую удачу, даже за желание порисовать, что правильно взял кисть. Потом это будут колечки и шарики, мячики и колесики, обязательно большие и маленькие, одноцветные и разноцветные, орешки, ягодки и т.д.

Ребёнок получит возможность созидать и творить. Сделает пер-вые шаги в мир прекрасного. Научится выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов. Только обращайте внимание малыша на эти отли-чия. Не забывайте напоминать, что карандаши в коробке разно-го цвета, предметы могут быть большие и маленькие (для папы и для доченьки) и т.д. Однако не требуйте от ребёнка специального запоминания и употребления названий цвета, формы предме-тов, величины. Достаточно, если то или иное понятие свяжется в представлении малыша с реаль-ным предметом. Так название цвета может ассоциироваться с предметом характерного цве-та (жёлтый песочек, оранжевая морковка). Название формы - с реальным предметом, для кото-рого признак является характер-ным (круг - шарик или мячик, квадрат - кубик, треугольник - крыша).

Предлагайте ребёнку для ри-сования не только карандаши, краски, но и мелки. Приколите лист большого формата к стене, у ребёнка появится первый моль-берт или первая школьная доска. Новое место - новые впечатле-ния, прилив творческих сил! На-чинайте рисование с самых про-стых изображений, постепенно их усложняя. Малыш с удоволь-ствием будет исполнять на бумаге ваши пожелания и свои рисунки-фантазии, научится находить в линиях и формах сходство с окружающими предметами, с яв-лениями природы. Ваша задача обязательно спросить, что он на-рисовал, не знает - придумайте сами по схожести нарисованного с реальными предметами.

Только не ограничивайте дет-скую свободу и раскованность, применяя методику сложных развивающих программ для детей - рисование не должно превратиться в обучение художественным приё-мам. Пусть оно станет для ваше-го малыша новым и интересным средством познания окружающего мира. Не стремитесь навязать ре-бёнку рисование, а попытайтесь увлечь его им. Помните высказы-вание мудреца: «Ребёнок - это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». Важнее само занятие, а не ре-зультат. Преимущества же домаш-него рисования очевидны: малень-кий творец ничем не ограничен, погружение в процесс максималь-но полное, и, что существенно - можно активно рисовать, играть вместе с малышом, жить его ин-тересами, при этом развивая его и воспитывая!


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

Похожие

» » » » Развивающие программы для детей: рисование