Старшие и младшие дети в семье

«Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший - вовсе был дурак», - и хотя современная наука в сказки не верит, однако порядок появления ребенка в семье, оказывается, тоже важен. Старшие и младшие дети в семье - тематика статьи.

Откуда корни расту

Первым о влиянии порядка появления ребенка в семье на формирование его личности заговорил Фрэнсис Гальтон, английский антрополог, еще в конце XIX века. В начале XX столетия Альфред Адлер, австрийский психолог, сформулировал теорию «порядковых позиций», заявив, что в очередность рождения и наличие или отсутствие братьев и сестер (на языке психологии - сиблингов) во многом определяют характер. В 1970-х голландские психологи Лилиан Бельмон и Фрэнсис Маролла выдвинули еще одну теорию: чем больше у ребенка старших братьев и сестер, тем ниже его интеллектуальные способности (мол, родители уделяют меньше внимания каждому). Впрочем, практикующие психологи зависимость порядка рождения и уровня IQ не подтвердили.

Старший: «монарх без престола

«А я первый родился!» - заявляет мой старший, Андрей, с нескрываемой гордостью. На этом основании считает себя всегда правым и поучает братьев на каждом шагу. На > него можно положиться, но иногда он перегибает палку. Да что там, он порой и нам указывает на некие воспитательные промахи. Сам же критики не приемлет. Вполне типичное поведение для первенца, познавшего и силу родительской любви (ведь какое-то время он был единственным ребенком), и груз их ошибок, тревог, неуверенности. «На старшем ребенке молодые мама и папа опробуют воспитательные системы (скопированные у своих родителей или собственные), ожидая максимальной отдачи и результатов. Образно говоря, первенец - как «промокашка», которую первой прикладывают к кляксе и которая впитывает больше всего чернил», - отмечает Елена Вознесенская, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института социальной и политической психологии НАПН Украины. - Но вот у старшего появляется «соперник» (брат или сестра), и он чувствует себя сверженным с престола, мечтает вернуть родительскую любовь, стать самым лучшим (отсюда корни типичного для первенцев перфекционизма). Родители часто неосознанно усиливают эту тенденцию, говоря: «Ты же старший, уступи, будь примером!» К тому же папа-мама навешивают на старшего часть обязанностей по уходу за малышом: кормить, читать сказки, забирать из садика и т. д. Как тут не перенять родительские функции? К преимуществам старших можно отнести честолюбие, добросовестность, упорство в достижении цели: как в традиционном, так и в чем-то новом (первенцы часто становятся продолжателями семейного дела). Они добиваются социального успеха, высокого статуса: по статистике, половина президентов США - первенцы.

Есть и недостатки: консерватизм, авторитарность, нетерпимость к ошибкам (как собственным, так и окружающих), повышенная чувствительность и тревожность: груз возложенных ожиданий не позволяет расслабиться и просто получать удовольствие от жизни. И с престолом! Право первонаследования (трона, имущества) старшим сыном известно с древних времен. Возможно, эта традиция была связана не только с антропологическими причинами («дефицит» мужчин, короткий срок жизни - важно успеть «передать»), но и с психологическими особенностями первенца (надежного, умеющего руководить)? «Отчасти да. Старший с раннего детства сталкивался с необходимостью контролировать себя и других, поэтому вручить в его руки бразды правления - разумный ход. Кроме того, первенцы, как правило, чтут семейные ценности», - считает Наталья Исаева, психотерапевт, сотрудник Института консультативной психологии и психотерапии. Знаменитые старшие: Уинстон Черчилль, Борис Ельцин, Адольф Гитлер.

Средний: terra incognit

«Середнячок» не похож на братьев даже внешне. Он спокойный, дипломатичный и чувствительный, вечно сомневающийся (чего хочется именно мне?). Эта «двойственность», впрочем, странным образом привлекает к себе: его считают «очень милым»^ него куча друзей. Альфред Адлер (будучи, кстати, вторым ребенком в семье) говорил, что «середнячок» трудно поддается описанию, поскольку может сочетать черты старшего и младшего. Потому-то ему и сложно в самоопределении - нет четких ориентиров. Находясь под давлением с двух сторон (важно догнать старшего и не позволить обогнать себя младшему), он борется за свое место под солнцем и должен «прыгать высоко», чтобы заметили. Однако такое положение дает и бонусы: развитие навыков социализации, дипломатии и формирование позиции миротворца, привлекательной для окружающих. Средний, общаясь одновременно с разными социальными группами (взрослыми и детьми), сразу выходит на самый «правильный» уровень - «Взрослого», на котором, в отличие от «Родителя» или «Ребенка» можно легко договориться. «Плюсы» среднего - спокойный характер, формированию которого способствует отсутствие излишнего родительского давления (завышенных ожиданий, гиперопеки), а также высокие коммуникативные способности (умение слушать, убеждать, договариваться). В числе «минусов» - отсутствие лидерских качеств в сочетании с желанием соперничать (иногда, не оценив объективно свои возможности, ребенок ставит непомерно высокие цели, и вероятность неудач возрастает). Желание всем понравиться тоже может сыграть злую шутку - отказываясь принимать непопулярные решения, «середнячок» порой вредит себе. Лишенный прав старшего и привилегий младшего, он острее чувствует «несправедливость жизни». Золотая серединка

Наши эксперты категорически не поддержали классическую теорию о том, что положение среднего самое проигрышное. Невыгодной позицию ребенка могут сделать только родители, не проработавшие собственные детские травмы, повторяющие «заклинивший» когда-то сценарий. Недополучив любви в детстве, теперь они выдают ее «порционно», вот ребенку и приходится бороться. В моей психотерапевтической практике таковых даже не встречалось. Наверное, они самые здоровые: просто живут и радуются. Знаменитые средние: Михаил Горбачев, Владимир Ленин, Гюстав Флобер.

Младший: любимчик и хитре

Ему прощается все - за проникновенный взгляд (как у кота из «Шрека») и нежности, на которые- он не скупится. Хотя дебоширит он не по-детски - всегда выходит сухим из воды. Арсению пять и, кажется, он никогда не повзрослеет (его братья в этом возрасте были уже определенно «большие»). Значит, быть маленьким - выгодно? Мне трудно ответить на его вопрос: «Мама, ну почему я родился последним?..» Младшему повезло: он не испытал шока «лишения трона» и имеет родителей «со стажем», склонных меньше поучать и одаривать безусловной любовью («воспитание через одно большое сердце», по словам Ольги Алехиной). Он всегда окружен вниманием (родителей и старших детей). И в этом подвох! Те, кто взрослее, неосознанно стремятся задержать его становление («пусть будет малышом»): давая меньше поручений, снисходительно относясь к промахам, делая за него то, что он давно умеет сам. Поэтому потребности чего-то достичь у младшего маловато, а самооценка зачастую занижена - сравнивая себя со старшими, ребенок всегда проигрывает. «Он медленнее бегает, чего-то не умеет делать, донашивает одежду братьев и подозревает (как Малыш, друг Карлсона), что это распространится и на более глобальные вещи», - отмечает Елена Вознесенская. Однако такая позиция предполагает противопоставление себя старшим братьям-сестрам, ревность и... хитрость. У младшего всегда есть опыт борьбы (часто закулисной) за свое место в семье. И в целом его школа жизни достаточно сурова. Позитивные черты младшего: беззаботность, оптимизм, легкость в общении. Как правило, это экстраверты, которые черпают энергию от общения с людьми и не боятся рисковать. Из них обычно вырастают артисты, ученые, «перевернувшие мир» своими открытиями и революционеры (согласно исследованиям американского историка Фрэнка Саллоуэя, изучавшего биографии семи тысяч исторических и научных деятелей). Негативные: ослабленное чувство независимости, приводящее к нарушению границ личного пространства других людей, а также сложности с самодисциплиной и принятием собственного решения, поэтому их карьерные достижения часто «хромают». Этому способствует и убежденность младших в том, что им «должны помочь».

Дурак ли

Почему в сказках младшему достается этот нелицеприятный ярлык? Во-первых, как отмечает Наталья Исаева, дурачками до XVII века называли всех младших детей в семье (что обозначало повышенную наивность и детскость), а негативный оттенок этому слову (синоним глупости) придал Петр Первый. В эпосе дурачок и олицетворяет первоначальный смысл - детское простодушие, правдивость и открытость. Во-вторых, с каждым последующим ребенком уровень ожиданий родителей снижается. «А если не «очаровываешься», то нет и разочарования - даже самые скромные успехи младшего будут «нормой», - говорит Ольга Алехина. В таких условиях «малышу» приходится быть более изобретательным и искать свой, отличный от других, путь к успеху и взрослению. Совершить подвиг, например. Те испытания, которые проходит Иван-дурак, - это своего рода инициация, после чего его принимают в мир «больших». Урок таков: даже опираясь на «детские качества» и оставаясь самим собой, можно добиться успеха. Знаменитые младшие: библейский блудный сын, Элизабет Тейлор, Бернард Шоу. Порядок рождения - не «роковая печать», определяющая судьбу. Но зерно истины в этом есть: ведь дети, по замечанию французского аналитика Франсуазы Дольто, имеют... совсем не одних и тех же родителей. Мама в 20 лет и в мама в 35 - разнятся: первая только познает азы материнства, вторая - умудренная. Это накладывает отпечаток на многие аспекты воспитательного процесса. Важны и другие факторы: атмосфера в семье, материальное положение, распределение функций между родителями, отношение к детям... Если к контексту семейной ситуации добавить еще и природные задатки каждого ребенка, получим известное «сколько людей, столько судеб». Не важно, какой вы по счету, главное - чувствовать себя на своем месте. Я спросила каждого из сыновей: «Тебе нравится быть старшим (средним, младшим)?». Первенец ответил: «Конечно! Что самое приятное? Власть!» Середнячок отметил, что он «особенный» (средних детей вообще мало), к тому же у него всегда есть партнеры по играм. А малыш спросил свое коронное: «Мама, а почему я последний родился?» Потом подумал и сказал: «Мне нравится. Я самый молодой!»


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Дети

Похожие

» » » Старшие и младшие дети в семье