Старший ребёнок – чужой среди своих

В семье рождается второй ребёнок, родители несказанно счастливы, все смеются, всё прекрасно. И никто не обращает зачастую внимания на полные слёз глазёнки старшего. Более того, его не слушают, от него отмахиваются, его не замечают. Что чаще всего слышит первенец в свой адрес? Что-то типа «ты уже вон каков вымахал, сам справишься», «ты же большой, зачем тебе это?», «дай ему, он же маленький!» А потом родители удивляются искренне, почему старший, ранее такой спокойный и ласковый ребёнок, вдруг начал проявлять агрессию, стал неуправляемым, нервным и ведущим себя не всегда адекватно.

Статистиканеумолима: каждая 4-я смерть младенца до года происходит из-за старшего ребёнка.Причём не по причине его случайного вмешательства, а именно вследствие егонамеренного воздействия. Это уже не просто детская ревность, а серьёзное отклонениев психике. И виноваты в этом, как ни сложно это признавать, сами родители.Всегда. Несчастья можно избежать, детей можно сдружить на всю жизнь. И делатьэто нужно даже еще до рождения младшенького. Обязательно до, а не после.

Агрессия старшего. Почему онавозникает?

Рождение маленькогобратика или сестрички – кардинальный переворот в жизни первенца. Причём, влюбом возрасте. Старший ребёнок растерян и напуган, ведь теперь ему придётсяделиться своим жизненным личным пространством, своими любимыми игрушками,а главное – делить на двоих любовь мамы и папы. Тут главное понимать: ребёнокне может радоваться таким переменам, потому что он любит. Детскую ревность (вотличие от взрослой) всегда порождает любовь. Если малыш не способен любить, тоон не станет проявлять и признаков ревности. Вот только ревность непредполагает жестокость и агрессию! Думать, что детская агрессия нормальна, чтоэто «само пройдёт» – удел обиженных интеллектом взрослых.

Ребёнкулюбого возраста страшно быть отодвинутым на второй план. Даже если старшемудесять, двенадцать, пятнадцать, ему требуется чувствовать себя нужным и важным,любимым и значимым. Пока он был в семье единственным, он полновластно владел инаслаждался родительским вниманием, все занимались изовсех сил его развитием, уделяли ему время при малейшей необходимости. Семья дляребёнка – вселенная, а первенец всегда чувствует себя её центром. И вотпоявляется некто, претендующий на роль более важного, более значимого илюбимого. Многие мамы восклицают: «Да мой старший уже большой, всё понимает ине ревнует к маленькому». Поверьте, это не так. Это ошибка большинства взрослых– думать, что старший вырос и не нуждается во внимании и заботе.

У первенца3-6 лет рождение малыша порождает зачастую внутренние комплексы, мол, разродители родили второго ребёнка – я их не устраиваю. Старший всерьёз думает,что он недостаточно хорош, раз мама и папа решили заменить его другим. Самоестрашное, что родители сами нередко поддерживают этот комплекс своимислучайными высказываниями. Например, мама восклицает в адрес малыша: «Какой онкрасивый, какой славный, умненький, так хорошо понимает нас! А вот (имяпервенца) в его возрасте так не умел». Это удар ниже пояса для старшегоребёнка, ведь он уже не может вернуться и «исправить» свою ошибку, измениться,стать лучше и развитее. Ребёнок впадает в депрессивное состояние, он страдает,ему больно и обидно. Такая обида остаётся с человеком на всю жизнь.

Главные ошибки родителет

  1. Слишком незначительнаяразница в возрасте. Двухлетний малышонок не ахти как справляется со своими страхами,эмоциями и переживаниями. Он не способен тут же выполнить мамины жёсткие требования,возложенные на него (не кричать, не трогать малыша);
  2. Недостаток внимания и родительской заботы. Позиция «ты большой, сам справишься».Эта мотивация может дорого обойтись в последствии всем членам семьи;
  3. Завышенныетребования. Многие родители упорно пытаются сделать из старшего ребёнка няньку.Им кажется, что так они привьют чувство ответственности и научать любитьмаленьких детей. Лучше не мнить себя великими наставниками и не требовать отстаршего слишком многого.

Как избежать конфликта между детьм

  1. Разницамежду детками не должна быть менее трёх лет.
  2. Крождению второго малыша обязательно следует готовиться вместе с первенцем.
  3. Обеспечьте(как бы ни было трудно) одинаковую порцию внимания обоим детям. Подключайте кэтому всех членов семьи – папу, бабушек, тётушек. Пусть займутся старшим, покавы с малышом, или наоборот – посидят с маленьким, пока вы пообщаетесь состаршим ребёнком.
  4. Внушайтестаршему мысль, что быть большим – здорово и почётно. Например: «Ты уже можешьпойти с папой в кино, а маленький пока не может».
  5. Еслистарший вдруг захочет побыть немного «малышом» – не мешайте ему в этом. Современем старший поймёт, что его любят и таким, какой он есть. Нужда подражатьмаленькому улетучится.
  6. Старайтесьсдружить детей. Покажите старшему, что он может научить многим полезным вещам маленького,а маленькому дайте понять, что старший может дать ему многое. Видя, чтородители любят их одинаково, дети подружатся.
  7. Не меняйтепривычек первенца, сформировавшихся у него до рождения младшенького. Если, например,старший привык засыпать после прочитанной сказки – читайте ему и после рождениямалыша.
  8. Никогдане отбирайте вещи старшего, не занимайте его территорию. Если хотите датьмаленькому игрушку старшего, на полном серьёзе спросите у него разрешения. Еслиребёнок против – не настаивайте.

Дети посути своей не злы и не агрессивны. Такими их делаем мы с вами – взрослые.Детская ревность обратима и не так страшна, если поступать разумно и правильно.Приложив усилия, вы сумеете сделать своих детей настоящими друзьями на всюжизнь. Чтобы быть уверенными, что «в случае чего» они до конца будут вместе ивсегда поддержат друг друга.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

Похожие

» » » » Старший ребёнок – чужой среди своих