В семье рождается второй ребёнок, родители несказанно счастливы, все смеются, всё прекрасно. И никто не обращает зачастую внимания на полные слёз глазёнки старшего. Более того, его не слушают, от него отмахиваются, его не замечают. Что чаще всего слышит первенец в свой адрес? Что-то типа «ты уже вон каков вымахал, сам справишься», «ты же большой, зачем тебе это?», «дай ему, он же маленький!» А потом родители удивляются искренне, почему старший, ранее такой спокойный и ласковый ребёнок, вдруг начал проявлять агрессию, стал неуправляемым, нервным и ведущим себя не всегда адекватно.Статистиканеумолима: каждая 4-я смерть младенца до года происходит из-за старшего ребёнка.Причём не по причине его случайного вмешательства, а именно вследствие егонамеренного воздействия. Это уже не просто детская ревность, а серьёзное отклонениев психике. И виноваты в этом, как ни сложно это признавать, сами родители.Всегда. Несчастья можно избежать, детей можно сдружить на всю жизнь. И делатьэто нужно даже еще до рождения младшенького. Обязательно до, а не после.
Агрессия старшего. Почему онавозникает?
Рождение маленькогобратика или сестрички – кардинальный переворот в жизни первенца. Причём, влюбом возрасте. Старший ребёнок растерян и напуган, ведь теперь ему придётсяделиться своим жизненным личным пространством, своими любимыми игрушками,а главное – делить на двоих любовь мамы и папы. Тут главное понимать: ребёнокне может радоваться таким переменам, потому что он любит. Детскую ревность (вотличие от взрослой) всегда порождает любовь. Если малыш не способен любить, тоон не станет проявлять и признаков ревности. Вот только ревность непредполагает жестокость и агрессию! Думать, что детская агрессия нормальна, чтоэто «само пройдёт» – удел обиженных интеллектом взрослых.
Ребёнкулюбого возраста страшно быть отодвинутым на второй план. Даже если старшемудесять, двенадцать, пятнадцать, ему требуется чувствовать себя нужным и важным,любимым и значимым. Пока он был в семье единственным, он полновластно владел инаслаждался родительским вниманием, все занимались изовсех сил его развитием, уделяли ему время при малейшей необходимости. Семья дляребёнка – вселенная, а первенец всегда чувствует себя её центром. И вотпоявляется некто, претендующий на роль более важного, более значимого илюбимого. Многие мамы восклицают: «Да мой старший уже большой, всё понимает ине ревнует к маленькому». Поверьте, это не так. Это ошибка большинства взрослых– думать, что старший вырос и не нуждается во внимании и заботе.
У первенца3-6 лет рождение малыша порождает зачастую внутренние комплексы, мол, разродители родили второго ребёнка – я их не устраиваю. Старший всерьёз думает,что он недостаточно хорош, раз мама и папа решили заменить его другим. Самоестрашное, что родители сами нередко поддерживают этот комплекс своимислучайными высказываниями. Например, мама восклицает в адрес малыша: «Какой онкрасивый, какой славный, умненький, так хорошо понимает нас! А вот (имяпервенца) в его возрасте так не умел». Это удар ниже пояса для старшегоребёнка, ведь он уже не может вернуться и «исправить» свою ошибку, измениться,стать лучше и развитее. Ребёнок впадает в депрессивное состояние, он страдает,ему больно и обидно. Такая обида остаётся с человеком на всю жизнь.
Главные ошибки родителет- Слишком незначительнаяразница в возрасте. Двухлетний малышонок не ахти как справляется со своими страхами,эмоциями и переживаниями. Он не способен тут же выполнить мамины жёсткие требования,возложенные на него (не кричать, не трогать малыша);
- Недостаток внимания и родительской заботы. Позиция «ты большой, сам справишься».Эта мотивация может дорого обойтись в последствии всем членам семьи;
- Завышенныетребования. Многие родители упорно пытаются сделать из старшего ребёнка няньку.Им кажется, что так они привьют чувство ответственности и научать любитьмаленьких детей. Лучше не мнить себя великими наставниками и не требовать отстаршего слишком многого.
Как избежать конфликта между детьм
- Разницамежду детками не должна быть менее трёх лет.
- Крождению второго малыша обязательно следует готовиться вместе с первенцем.
- Обеспечьте(как бы ни было трудно) одинаковую порцию внимания обоим детям. Подключайте кэтому всех членов семьи – папу, бабушек, тётушек. Пусть займутся старшим, покавы с малышом, или наоборот – посидят с маленьким, пока вы пообщаетесь состаршим ребёнком.
- Внушайтестаршему мысль, что быть большим – здорово и почётно. Например: «Ты уже можешьпойти с папой в кино, а маленький пока не может».
- Еслистарший вдруг захочет побыть немного «малышом» – не мешайте ему в этом. Современем старший поймёт, что его любят и таким, какой он есть. Нужда подражатьмаленькому улетучится.
- Старайтесьсдружить детей. Покажите старшему, что он может научить многим полезным вещам маленького,а маленькому дайте понять, что старший может дать ему многое. Видя, чтородители любят их одинаково, дети подружатся.
- Не меняйтепривычек первенца, сформировавшихся у него до рождения младшенького. Если, например,старший привык засыпать после прочитанной сказки – читайте ему и после рождениямалыша.
- Никогдане отбирайте вещи старшего, не занимайте его территорию. Если хотите датьмаленькому игрушку старшего, на полном серьёзе спросите у него разрешения. Еслиребёнок против – не настаивайте.
Дети посути своей не злы и не агрессивны. Такими их делаем мы с вами – взрослые.Детская ревность обратима и не так страшна, если поступать разумно и правильно.Приложив усилия, вы сумеете сделать своих детей настоящими друзьями на всюжизнь. Чтобы быть уверенными, что «в случае чего» они до конца будут вместе ивсегда поддержат друг друга.
Внимание, только СЕГОДНЯ!