Индивидуальный подход к ребенку дошкольнику

То, каким по счету родился ваш малыш, во многом определяет его нрав и поведение. Что же нужно знать, чтобы к каждому найти свой подход? Американские психологи выдвинули гипотезу: место, которое ребенок занимает в семье по старшинству, влияет на его личность. По их мнению, на старшего ребенка родители практически всегда возлагают обязанность по опеке младшего и ожидают, что он будет являть собой хороший пример для меньшего ребенка. Это формирует в старших детях определенные черты, такие как самостоятельность, консервативность, ответственность, целеустремленность.

Они стремятся сохранить существующий порядок и противятся переменам. Младшие, наоборот, находясь в роли всеми опекаемых, растут авантюрными, беспечными, открытыми новому. Но их чувства часто противоречивы, ведь, с одной стороны, они любимчики, а с другой, они постоянно отстают от других членов семьи, а это затрагивает самолюбие. Средний вынужден с младых ногтей постигать законы дипломатии, чтобы поддерживать хорошие отношения как со старшим братом, или сестрой, так и с младшим, поэтому «средние», как правило, чувствительны, общительны, гибки, у них хорошо развита эмпатия. Но очередность рождения, вероятно, не главный и не единственный фактор. Важен пол, количество членов в семье, разница в возрасте между детьми. Сильно сказывается атмосфера в семье и ее экономическое положение, распределение функций между матерью и отцом и внешние влияния. Но нельзя не согласиться, что порядок рождения в семье сильно влияет на детей и может способствовать проявлению определенных черт характера. Индивидуальный подход к ребенку дошкольнику должен быть основоположен в характере мамы малыша.

Первене

Какое-то время старший ребенок занимает положение единственного в семье (в отличие от последующих детей), на нем сосредоточено все внимание родителей, ему отдается вся любовь и забота. Но как только малыш привыкает к привилегированному положению, ситуация меняется. Теперь он не только перестает быть единственным, и вынужден делить внимание родителей с другим малышом, но и с приобретением нового статуса «старшенького» получает все связанное с ним тяжкое бремя, к которому он абсолютно не готов и которого не желал. Требования к малышу резко возрастают, отношение родителей, как правило, тоже меняются не в лучшую сторону, ведь и мама проходит адаптацию к новой для нее роли. Поначалу львиная доля внимания родителей уделяется младенцу, оно даже не делится поровну, значит, привыкший к всеобъемлющей заботе первенец получает свою порцию любви либо походя, либо по остаточному принципу. Поэтому надо позаботиться, чтобы такая перемена не стала, слишком уж резкой, а требования - чрезмерными.

Психологический портре

Плюсы Чаще всего старшему ребенку присущи такие черты, как самоуверенность, решительность, ответственность, предусмотрительность. Старшие дети в целом имеют более высокий коэффициент интеллекта, чем их младшие братья и сестры, ведь именно от них родители ожидают большего, чем от других, и именно на них равняются младшие. В результате в первенцах развиваются многие родительские качества: они умеют быть наставниками, способны принимать на себя ответственность и исполнять роль лидера. Минусы Груз этой ответственности порой оказывается для маленького человека слишком тяжелым, и у него формируется повышенная тревожность. В такой период ребенок ищет причину возникших перемен, а так как малышам свойственно во всем винить себя, то их логические умозаключения чаще говорят не в их пользу. И тогда в характере малыша неожиданно возникает плаксивость, непослушание, могут появиться нарушения сна или различные страхи, ребенок начинает часто болеть или регрессировать. Причина одна - это недостаток прежнего внимания. Не нужно делать из первенца няню. Помните, что он, прежде всего тоже ребенок, а потом уже ваш помощник. Показывайте малышу, насколько вы цените его помощь, хвалите и поддерживайте его. Однако следите, чтобы младшие братья и сестры не сильно обременяли старшего, при необходимости будьте готовы встать на защиту его личного пространства и его личных вещей. Чаще обращайте внимание своего первенца на плюсы его старшинства. Большим детям больше разрешают. Позволяйте старшему ребенку иногда побыть маленьким, посидеть у вас на ручках, попить из бутылочки или полежать в кроватке младшего братика.

Свой интере

Пусть у каждого ребенка будут как свои личные игрушки, книжки и журналы, так и общие, для совместных занятий. Например, пусть старший ребенок выписывает журнал о кораблях, средняя дочка - о лошадках, а младший - о жизни животных, раскраски или головоломки для самых маленьких. Поощряйте детей уважать личное имущество друг друга и при необходимости спрашивать раз решения. Каждый малыш найдет особенное для себя увлечение, которым будет отличаться от другого. Это даст вам дополнительный повод уделить внимание младшему, среднему и старшему детям по отдельности, разглядывая и читая с ними их персональные журналы.

Средни

Быть средним нелегко! С одной стороны, старший смотрит на него косо, потому что он лишил его почетной роли единственного ребенка. С другой стороны, он сам недолюбливает третьего ребенка, потому что тот лишил его статуса младшего. В итоге буря противоречивых чувств и трудность с определением своего статуса в семье. Средний ребенок не имеет возможности обрести роль лидера, которую берет на себя обычно первенец, но и роль опекаемого принять не успевает. При этом он почувствует, что спрос с него гораздо меньше, чем с первенца, и это будет воспитывать его спокойствие. Но в это же время он явно испытывает дефицит внимания. Такой малыш вынужден постоянно соперничать как с более сильным и умелым старшим, так и с беспомощным младшим. Вероятно, многие достижения среднего ребенка вы просто не замечаете? Ведь то «новое», что делает второй ребенок, родители уже «проходили» с первым, поэтому они не так эмоционально на это реагируют.

Психологический портре

Плюсы Ваш средний ребенок, скорее всего, окажется коммуникабельным, находя внимание среди друзей-ровесников. Возможно, он займет положение миротворца в отношениях первенца и младшего ребенка, а это разовьет его умение договариваться. Обычно этим малышам свойственны податливость, гибкость, дипломатичность, общительность. С детства средний ребенок вынужден договариваться с разными людьми, и это идет ему на пользу, учит ладить со всеми, быть доброжелательным, тактичным и не слишком напористым. Главный ключ к успеху среднего ребенка - компетентность в чем-то особенном. Запишите ребенка на уроки игры на гитаре, познакомьте его с техникой оригами и научите мастерить интересные игрушки, помогите ему найти себя в моделировании или увлечься радиоуправляемой техникой. Пусть у него не будет конкурентов в этом деле, тогда он обретет уверенность в себе и уважение в кругу братьев и сестер. Казалось бы, второе место, которое средний малыш занимает в семье, не позволяет ему рассчитывать на какие-то преимущества перед своими братьями и сестрами, он не является ни самым младшим сего беспомощностью, ни самым старшим с его относительной самостоятельностью. Но вы можете помочь ребенку, используя «подвижный альянс». Со старшим его сблизит какая-нибудь важная совместная деятельность, например поход в кино. Иногда позволяйте ему быть «маленьким», пусть посмотрит мультфильм вместе с младшим. Покажите ему, что он, наоборот, имеет возможность воспользоваться преимуществами обоих возрастов. Еще проще тем родителям, у которых в семье разнополые детки. В таком случае статус «среднего ребенок» может быть заменен на статус «старшего из братьев» или «младшей из сестер». Тогда среднему ребенку будет легче воспринимать свое положение в семье, а родителям определять долю его преимущества среди детей.

Хвалите чащ

  • Плюсы

В самом маленьком уживаются вместе беззаботность, нежность, авантюризм. Эти дети часто артистичны, что необходимо им, чтобы всегда оставаться в центре всеобщего внимания. При этом младший, так же как и средний, учится вести мирные переговоры, развивая навыки дипломатии, так как быстро понимает, что сила в достижении цели (в столкновении с более сильными «старшим» и «средним») малоэффективна. Младшие дети популярны среди сверстников и умеют ладить с людьми.

  • Минусы

Самому младшему уделяется основное внимание и прощается больше, чем другим. Привыкая все время полагаться на помощь старших, он часто пасует перед трудностями и быстро сдается. Нередко он лишен самодисциплины и сталкивается с трудностями в принятии решений- привыкший к постоянной опеке родных и заниженной требовательности, младший нередко растет ленивым, инфантильным и зависимым, может начать проявлять эгоизм, желание всегда добиваться своего.

Направить в нужное русло

Чтобы не избаловать кроху, устанавливайте рамки капризам и избегайте чрезмерной и необоснованной похвалы. Но нельзя быть скупым на «похвалу в кредит»: повесьте на магнит рисунок, который он усердно рисовал. Даже если результат оставляет желать лучшего, такой жест воодушевит маленького на новые старания. Когда у него что-то не получается и он раздражен, поддержите кроху, уверяйте, что все получится. Не оставляйте без внимания любые достижения, даже если они кажутся вам очевидными: ваше участие и чуткость укрепят его решимость осваивать новые умения без оглядки на более старших детей. Ваша задача - стимулировать развитие младшего ребенка и способствовать раскрытию его способностей и интересов. Ведь тем или иным способом младший всю жизнь старается догнать старших, но преуспеть сможет только благодаря своим собственным склонностям. Следите, чтобы младший тоже участвовал в домашних хлопотах. Если вы всегда будете освобождать третьего ребенка от забот, потому что «он, ведь такой маленький!», это породит недовольство у старших ребят, осложнив взаимоотношения между детьми. Приучайте малыша к деятельности - находите примитивные задания, которые он сможет выполнять, малыш не должен чувствовать себя привилегированной особой, на которого не действуют домашние правила. Не поощряйте привычку ябедничать и доносить на старших братьев и сестер. Учите ребенка искать нужные слова, чтобы договориться с братом или сестрой без вовлечения взрослых.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

Похожие

» » » » Индивидуальный подход к ребенку дошкольнику