Что должен знать ребенок при поступлении в первый класс?

Впервые сентябрьские недели родителям большинства первоклашек приходится выслушивать одну и ту же фразу: «Не хочу идти в школу!» Взрослые реагируют по-разному: кто-то, вспоминая собственное детство, относится к нежеланию малыша учиться с пониманием и полагает, что со временем это пройдет, кто-то и слушать ничего не хочет и грозными окриками отправляет отпрыска грызть гранит науки. Кто-то ругает «неправильно выбранную» школу и невнимательных учителей. На самом деле искать виноватых не стоит, ведь их просто нет. Нужно разобраться, почему так происходит. Что должен знать ребенок при поступлении в первый класс и чему следует поучиться родителям?

Будь готов

Как известно, в нашей стране в первый класс принимают детей, начиная с шести лет. Но прежде, чем отправлять в школу шестилетку, хорошенько подумайте: готов ли ваш малыш сменить беззаботные будни на жесткую школьную дисциплину? И действуете ли вы в интересах ребенка или просто хотите потешить свои родительские амбиции? Даже умение читать, писать и считать здесь ровным счетом ничего не значит. Специалисты настаивают, что главный признак готовности - это жгучее желание самого ребенка поскорее нацепить новый ранец, чтобы гордо шагать с ним за знаниями: вот, смотрите, я уже совсем взрослый! Поэтому основная задача родителей - не упустить момент, а в дальнейшем сделать все возможное, чтобы это желание никуда не пропало. «Важно, чтобы ребенку было интересно узнавать что-то новое. Например, в нашей школе огромное внимание уделяют раскрытию в детях заложенного от природы потенциала, учат понимать мир целостно и быть самостоятельной личностью. Урок строится, как ответ на загадку, предложенную учителем, который вместе с учениками ищет ответ на вопрос. Так дети учатся исследовать, спорить, открывать и познавать мир».

Среда обитани

Помимо осознанного желания пойти в школу, второй немаловажной составляющей успешного обучения является наличие правильного отношения с преподавателем. Ведь именно от первой учительницы зависит, насколько успешной будет психологическая адаптация новоиспеченного первоклассника к непривычной обстановке. Весной большинство школ устраивают дниоткрытых дверей, где можно не только узнать об особенностях учебной программы, которую применяют в данном заведении, но и пообщаться с учителями начальной школы. Говорят, идеальная ситуация, когда педагог применяетк первокласснику тот же подход, что и родители: если ребенок привык к строгости, ему будет комфортно с требовательным учителем, но если в доме царит мягкая атмосфера, стоит поискать наставницу, близкую ему по духу. Ребенку будет гораздо проще, если дать ему возможность еще до начала учебного года узнать как можно больше о правилах школьной жизни и познакомиться с будущими одноклассниками. В знакомой среде адаптация, как правило, проходит мягко и безболезненно. Занятия, на которых дети могут освоиться в новой для себя среде обитания, проводят психологи. Здесь считают, что для успешного обучения важно сначала выявить возможности ребенка. «Перед нами стоит задача развивать способности ребенка, но для этого необходимо определить, на каком уровне он находится. Это удается сделать с помощью тестов и психологической диагностики». Помочь ребенку могут и родители, обсуждая с ним его будущую школьную жизнь и правильно организовывая новый распорядок дня, в котором есть место отдыху и активным играм на свежем воздухе. Помимо самого главного - внутренней мотивации - к началу первого учебного года ребенок должен обладать еще многими навыками: способностью концентрировать внимание, умением выполнять не очень привлекательную работу и подчинять свое поведение установленным в школе законам.

Игры по новым правила

В возрасте 6-7 лет освоиться в новой обстановке не так просто, как может показаться на первый взгляд. Ведь с началом учебного года меняется весь ритм привычной жизни. Если в детском саду короткие занятия чередовались с играми, в школе нужно научиться неподвижно сидеть целых 35 минут, пока не зазвенит долгожданный звонок. При этом не глазеть в окно, а внимательно слушать, что рассказывает учитель. До сих пор таких сложных задач ребенку решать не приходилось, поэтому соответствие школьным правилам потребует от него максимального напряжения всех внутренних ресурсов. Родителям стоит помнить о том, что ребенок способен концентрировать внимание всего 10-15 минут, поэтому во время выполнения первых домашних заданий через этот отрезок времени необходимо давать ребенку подвигаться. Еще одна проблема, которая может возникнуть у новоиспеченных первоклашек, - сложность в усвоении материала. В государственных школах среднее количество детей в классах - 25 человек, а объяснять каждому непонятный пример времени нет. «Если ребенок чего-то не понимает, он теряет интерес к предмету и хуже развивается. Почему дети очень часто бывают неуспешны в общеобразовательных школах, из них лишь порядка 7% учатся на четверки и пятерки? Да потому что непонятная тема тормозит развитие ребенка - он ленится и не хочет ходить в школу». Убедиться в том, что ребенок понял все, о чем рассказывали на уроке, можно, используя практику, которую применяют в Монтессори школе. «Каждый ребенок после урока заполняет дневник, где подробно описывает, что за это время узнал, понял, увидел и сделал. За свою работу он сам ставит себе баллы, если учитель согласен с оценкой, то ставит подпись. По окончанию четверти баллы суммируются, а потом дети выбирают себе призы в магазине на данное количество баллов».

О влиянии оценки на самооценк

В большинстве школ в начальных классах оценки отменили, чтобы не травмировать и без того напуганного ребенка. Дело в том, что первый класс, по мнению психологов, - важный период для становления самооценки, и любое неосторожное слово может навсегда поселить в душе маленького человечка неуверенность в собственных силах. Поэтому родителям стоит отложить свои претензии по поводу успехов юного школьника до лучших времен - упреки будут иметь только негативные последствия. Не нужно сравнивать и неудачи ребенка с успехами его одноклассников - это неизбежно приведет к формированию неуверенности в собственных силах. Куда полезнее, встречая ребенка после уроков, просто порадоваться вместе с ним любой, пусть даже неприметной на первый взгляд личной победе. Не скупитесь на похвалу - для первоклассника нет ничего важнее слов поддержки. «Атмосфера любви и понимания, доверия и дружбы - главный ключ к успеху. Если у ребенка есть возможность раскрыться и получать удовольствие от занятий в школе, ему все дается легко». Так что чем больше позитивных мыслей по поводу школы будут высказывать родители первоклассников, тем проще будет проходить адаптация ребенка. И тогда вместо привычного «Не хочу учиться!» можно будет услышать "Ура! Опять в школу!"


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Детские учреждения

Похожие

» » » » Что должен знать ребенок при поступлении в первый класс?