Развитие и воспитание ребенка

Можно ли сегодня быть спокойным за своего ребенка? Да, если планомерно обучать его необходимым правилам в процессе воспитания.

Хорошо быть счастливчиком, про которого говорят, что он в рубашке родился. Судите сами: там, где вся дворовая компания упала в яму и практически каждый ушибся, на нашем герое не останется ни единой царапины.

Счастливчика обходят стороной проблемы, а если какие-то неприятности и случаются, то все считают, что человек "отделался малой кровью".

Вот уж и впрямь - родился под счастливой звездой. Не знаем, как с астрологией, но что касается детской безопасности, львиная доля везучести и невезучести ребенка зависит от родителей. Ведь это мы готовим своего малыша к встрече с большим миром. И если взрослый правильно расставил приоритеты, если он не просто подстилает соломку, а указывает ребенку опасные места, если дает ему знания о том, как находить выход из потенциально опасных ситуаций, то половина проблем отпадает сама собой. Как гласит восточная пословица: "Ум - это умение выходить из сложных ситуаций, а мудрость - умение в них не попадать".

Начнем с себ

Дети растут очень быстро, и если еще вчера вам казалось, что самое страшное - это падение малыша из коляски, то сегодня вы не успеваете подхватить падающий со стола сервиз (любопытный карапуз всего лишь потянул на себя скатерть!).

Поэтому самое полезное для родителей

- усвоить одну непререкаемую истину.

"Почему заранее?" - спросите вы. Потому что сложившуюся привычку (по сути, стереотип поведения, некий условный рефлекс) не изменишь просто так. Привычные действия "вписаны" в наш жизненный график, и "выписать" их не так-то легко. Чтобы избавиться от одной привычки, опасной для ребенка, и заменить ее другой, безопасной, требуется три-четыре недели. Причем мало сказать себе: этого я больше делать не буду. Взрослому потребуется разумный контроль за собой и собственными действиями. Есть одно очень полезное упражнение. Пусть все члены семьи понаблюдают за собой и другими на предмет выявления опасных привычек. У одной юной мамочки была вполне невинная привычка. Она могла ходить по дому, держа во рту зубочистку. Когда та терялась неизвестно где, женщина шла за новой. И все бы ничего, но однажды зубочистку нашел малыш и стал ее исследовать. Для начала он ткнул себя тонкой и острой палочкой в руку. На рев сразу прибежали и отобрали. К счастью, пострадала рука, а не глаз.

Иногда приходится напоминать себе: "Не ставь стакан горячим чаем на край стола!"

Девять раз повторишь, а на десятый смотришь - нахальный стакан стоит как ни в чем не бывало. Однако избавиться от стереотипа поведения (той самой привычки) можно, если проявить упорство и искреннее желание создать безопасное пространство для своего чада.

Родители ребенка в возрасте до 3-4 лет должны довести до автоматизма привычки безопасности.

На краю стола не должно стоять ничего горячего

Острым предметам нет места на столе, там, где дотянуться до них у ребенка есть хотя бы 1 шанс из 10. Отрезали хлеб - сразу уберите нож на место.

Лекарства, бытовая химия, горючие жидкости - все это должно быть абсолютно недоступно малышу.

Шнуры от бытовых приборов, до которых может добраться кроха, надо вытаскивать из розеток. В свободные розетки необходимо вставлять специальные заглушки.

Подача газа к конфоркам должна быть перекрыта.

Держа ребенка, никогда не берите в руки потенциально опасный предмет. Стоит только представить, что может случиться, если вы вдруг всплеснете руками или потеряете равновесие. Пришло время менять опасные привычки на безопасные рефлексы!

"Объяснялки"

Если перечисленные навыки четко отработать, когда малышу всего 4-6 месяцев, они еще не раз выручат вас и вашу семью в будущем. Но вот малыш подрос и ему уже можно кое-что объяснить. Точнее, нужно. Чем раньше ребенок сам начет отвечать за свою безопасность, тем лучше. Слова - пока не очень надежный советчик для карапуза. Для него больше подходит наглядно-действенный метод.

Продемонстрируйте малышу

, что такое "нельзя". Запретили несколько раз тянуть скатерть, а кроха все равно не слушает? Ладно! Тогда ставим на край стола пластиковый стаканчик с прохладной водой. Кроха потянет скатерть - стаканчик опрокинется. Обычно хватает двух раз для прочного закрепления материала. Как объяснить, что утюг жжется? Нагрейте его чуть-чуть и позвольте ребенку прикоснуться. Так же под контролем дайте попробовать колючий кактус, помогите "нежно" упасть с края кровати. Личный опыт столкновения с неприятностями спасет малыша от больших проблем. Только не перегните палку, не напугайте ребенка. И не надо демонстрировать все сразу. Действуйте постепенно. Начните с того, что заинтересовало детку сегодня. Определите то, что вы никогда не позволите делать ребенку. Список запретов должен быть маленьким, но "железным" - никаких поблажек. Например, вы НИКОГДА не разрешаете малышу играть с газовой конфоркой. В следующий раз, как только чадо потянется туда, вы четко говорите "нельзя", берете кроху на руки и всем своим видом показываете, как ЭТО страшно и жутко опасно. Малыш почувствует и запомнит ваш искренний сильный испуг. Механизм сработает на уровне чувств. Однако подобные уроки нельзя повторять часто, иначе теряется эффект сильной эмоции, вы просто запугаете и запутаете малыша. Ваша задача - не погасить инициативу ребенка, а уберечь от каких-то конкретных потенциальных проблем.

Не спускать глаз

Озаботится детской безопасностью в раннем возрасте полезно еще и потому, что это прекрасный тренинг для родителей. Привычка быть бдительным еще очень пригодится. Вы научитесь пристально вглядываться в окружающий мир и замечать именно то, что опасно для ребенка. Позже, когда вам придется оставлять малыша одного в саду или отправлять одного в школу, такая направленность мыслей помогает замечать потенциальные опасности загодя и принимать меры.

Идти до конц

Большинство родителей все делают правильно. Показывают, объясняют, слегка пугают, дают прочувствовать. Только забывают о том, что все надо делать до конца. Вот и получается, что 20 раз крохе не дали залезть по шторе на подоконник, зато в 21-й получилось! И он снова туда полезет с утроенной энергией!

Судите сами, какой урок вынесет ребенок, если родители, то жестко запрещают, то говорят "нельзя", но как-то вяло и неубедительно. Если ребенку чего-то нельзя - то нельзя всегда.

При этом важно, чтобы все домашние были заодно.

О душ

Есть еще одна сторона вопроса, которую дети должны узнать с младых ногтей. Речь идет о безопасности души. Это не менее, а может, и более важно, чем оберегать физически, закалять, тренировать тело и разум ребенка. Юный человек должен знать и чувствовать, что родители всегда его поймут, поддержат, вступятся за него, выслушают и подскажут. В таком случае он уже растет более защищенным, чем неуверенный в себе и окружающих людях малыш.

Ребенок, который был окружен разумным вниманием взрослых, не захочет причинять вред себе и другим, не станет рисковать собой. Тот же, кто неуверен и слаб, всегда ждет, что помощь придет сама собой. И часто упускает время, когда надо было действовать. Человек, выросший с душевной безопасностью, легко принимает помощь, когда без нее не обойтись. И умеет о ней попросить. И сможет помочь тем, кто в помощи нуждается.

Думать, что ваш малыш "и так все это знает". Если вы что-то говорили 10 раз, и до сих пор проблем не было, это вовсе не значит, что они не появятся впредь. Большинство потенциально опасных ситуаций можно проиграть, обсудить.

Надеяться, что все само образуется.

Часто дети таких родителей и не рассказывают им о проблеме, пока все не зайдет слишком далеко. А зачем рассказывать, если ни помощи, ни совета они все равно не получают.

Спохватиться после опасной ситуации и начать "впихивать" в малыша все правила безопасности разом. Это тупиковый путь. Последовательно и постепенно - только так можно приучать ребенка к нашему сложному миру.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

» » » » Развитие и воспитание ребенка