Капризный ребёнок – любимый маленький тиран

Почему ещё вчера спокойный и послушный малыш вдруг стал неуправляемым, капризным, никого не слушает, не поддается на уговоры? Почему он больше не хочет играть один, забирая у родителей все их свободное время, вынуждая их развлекать его беспрерывно? Может, просто кризис? Может, «перерастёт» и всё само наладится? Нет, само не наладится никогда! А перерастёт такой маленький тиран лишь в большого, эгоистичного, нервного и неприспособленного к жизни человека.

У наспринято все проблемы приписывать каким-либо кризисам. Вот и в этом случае чащевсего родители слышат: «Ничего, это кризис возраста, пройдёт, успокойтесь».Причём, «грешат» такими советами нередко даже детские врачи – психиатры,психотерапевты, неврологи. А уж им-то просто преступно не понимать, что кризисв данном вопросе и «рядом не валялся». Некоторые даже советуют при проявлении уребёнка первых капризов поскорее отдать его в детский садик. Мол, малышу простоне хватает общения, он заскучал, там дисциплина его исправит. А потом родителиудивляются, откуда в карточке ребёнка появляется диагноз «невроз», начинаютсятики и заикания, энурез и беспокойный сон, необходимость принимать психотропныепрепараты. А там и задержка умственного развития не за горами (удел 70%маленьких «невротиков»). Первый и основной совет: если у вас капризный инеуправляемый ребёнок – забудьте про детсад, пока не решите проблему дома.

Всё не так страшно – это можно исправит

Доказано,что детям до 3 лет вообще не требуется общение с другими детьми. Это нам такхочется думать, что малышу нужно общаться, «пусть привыкает, а то вырастетнелюдимым» и прочий бред. Маленьким вполне достаточно окружения близких. Реальнаяпотребность в общении у любого человека появляется только на четвертом году –это и есть результат того самого «кризиса трёх лет». Ребёнок начинает осваиватьсюжетно-ролевые игры, в которые играть одному уже не получается. Тут и приходитна помощь детский сад. Именно в помощь родителям, а не в качестве их замены.Поверьте – в садик отправлять детей именно после трёх лет придумали не глупыелюди. А раньше пихать в коллектив малыша лишь потому, что он «совсем отбился отрук» - глупо и безответственно.

Чаще всегоребёнок становится капризным не «вдруг». Просто начало этого процесса родителине успевают уловить. Это тянется ещё со времени новорожденности малютки, когдаудовлетворялись все его малейшие требования. Особенно, если ребёнок былослаблен, болен или нуждался в специальном уходе. Но со временем у малыша появлялисьновые потребности и первые осознанные желания. Родителям важно ухватить тотмомент, когда ребёнок уже не просто «нуждается», а именно «хочет». В чёмразница? В том, что нуждаться – это обязательно, жизненно важно, а хотеть – этоуже личное пожелание, не всегда обязательное к немедленному исполнению. Чтоделают родители? Они продолжают удовлетворять всё, как потребности ребёнка. Амежду тем его желания, вплетаясь между делом, уже начинают формировать характермаленького тирана. Дети очень быстро «просекают», что их требования выполняютсябеспрекословно. Они молниеносно учатся манипулировать взрослыми, которые немогут отличить их «надо» от «хочу». Тут и начинаются проблемы. С одной стороны,потребности ребёнка должны быть удовлетворены, с другой – его желания нужноуметь фильтровать: какие-то из них реализовывать, а какие-то игнорировать.

Итак, недать ребёнку ничего – плохо, дать всё – плохо вдвойне. При первом варианте у малышабудет ограничена возможность познания мира, при втором – не будет очерченных границдозволенного. А это создает непомерную нагрузку на детскую психику. Откровениедля родителей: дети нуждаются в ограничении их свободы. Это даёт им чувствособственной защищённости. Вспомните новорожденного, как он сразу успокаивается,как только оказывается запелёнутым с головы до ног. Подросшему ребёнку тоженужны ограничения – это сдерживает и успокаивает. Итак, нужно просто перестатьбыть излишне «добреньким» родителями и начинать не только позволять, но и ограничивать.

Что делать родителя

Есть определённые правила, которых обязательно нужно придерживаться в делеукрощения своих маленьких тиранчиков.

1. Будьтепоследовательны

Это крайневажно – если вы сказали ребёнку, что не дадите ему сладкого, пока он не доест обед,то это и должно быть так. Если пообещали – выполняйте (как приятное, так и неочень).

2. У всех естьсвоё личное время

Если вы чем-тоочень заняты, научите ребёнка подождать, пока вы не закончите. Объясняйте максимальноспокойно. Обязательно компенсируйте ребёнку недостаток внимания позже.

3.Поощряйте детскую самостоятельность

Всегда давайтевозможность малышу поиграть самому, если даже он не показывает такого желания.Пусть сначала это будет одна минута, затем две, три. Начните играть вместе, акогда ребёнок достаточно заинтересуется – оставьте его одного со словами «поиграйсам, я скоро вернусь».

4. Неопекайте ребёнка сверх всякой меры

Чем старше становитсяребенок, тем больше у него должно быть возможности выбирать и самостоятельно приниматьрешения. Конечно, в заданных родителями рамках.

Капризыребёнка – не наказание. Это этап в развитии любого здорового человека. Этозначит, что малыш уже достаточно вырос, чтобы изъявлять осознанные желания,протестовать и обижаться. Это нормально. Но важно удержать процесс в разумныхрамках, чтобы потом не плакать, не бегать по врачам и не портить отношения сребёнком в самом начале их становления.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Воспитание

» » » » Капризный ребёнок – любимый маленький тиран