Гиперактивный ребенок раннего возраста

Многие мамы и папы, увидев спокойного, увлеченно занимающегося своим делом ребенка, завистливо вздыхают: «А мой-то ни минутки спокойно посидеть не может!..» И часто не подозревают, что чрезмерная активность - это не черта характера, а диагноз. Чем же так отличается от других гиперактивный ребенок раннего возраста? И как вести себя с ним нам - родителям?..

ОТКУДА РАСТУТ ПРОБЛЕМЫ?

Откровенно говоря, большая под-вижность свойственна едва ли не всем детям дошкольного возраста. Но если неугомонность малыша регулярно переходит всякие грани-цы и создает проблемы в общении со сверстниками, с родителями и воспитателями (учителями) - это сигнал о том, что необходимо про-консультироваться у специалиста.

Очень часто к «шилу в попке» до-бавляются и другие особенности поведения. Прежде всего, это неспо-собность сосредоточиться, долго за-ниматься одним и тем же делом, от-сутствие целеустремленности. Та-кую проблему врачи называют син-дромом дефицита внимания с гипер-активностью (СДВГ).

Почему у детей формируется та-кое поведение? Медики называют несколько причин: это и наследст-венность, и инфекционные заболе-вания в младенчестве, и даже - как ни странно - пищевая аллергия, вызванная искусственными добав-ками. Но, по статистике, чаще все-го (в 85 процентах случаев) к ги;

перактивности приводят осложне-ния во время беременности и (или) родов. Например, если мама стра-дала от токсикоза во время бере-менности, то из-за ее плохого са-мочувствия у ребенка не успевают «дозреть» некоторые механизмы работы головного мозга. В случае травматичных родов схема другая. Дело в том, что во время прохож-дения ребенка через родовые пути матери между центрами его голов-ного мозга устанавливаются опре-деленные связи. Если же «поря-док» родов нарушен (скажем, в случае кесарева сечения), эти свя-зи могут установиться не совсем так, как задумала природа.

ПОРТРЕТ В РАМОЧКЕ

Несмотря на то, что медики расхо-дятся во взглядах на гиперактив-ность, приблизительный психологический портрет ребенка раннего возраста с такой проблемой все же существует. Вот его основные черты:

♦ гиперактивный ребенок не может долго удержи-вать свое внимание на чем-либо;

♦ ему трудно дослушать собеседни-ка до конца, без конца перебива-ет других;

♦ часто «не слышит», когда к нему обращаются;

♦ не может усидеть на месте, ерзает на стуле, крутится, вскакивает;

♦ с удовольствием берется за новое дело, но при этом почти никогда не доводит до конца начатое;

♦ с завидной регулярностью теряет свои вещи;

♦ даже в школьном возрасте не способен самостоятельно следо-вать распорядку дня (нуждается в «палочке-погонялочке»);

♦ легко забывает все, что его не ин-тересует;

♦ руки беспокойные, ребенок посто-янно что-то крутит, ковыряет, ба-рабанит пальцами;

♦ спит мало;

♦ говорит много;

♦ часто под влиянием эмоций со-вершает необдуманные поступки;

♦ не любит и не умеет ждать своей очереди;

♦ движения резкие, неожиданные, в результате окружающие пред-меты с грохотом летят на пол.

Если перечисленные симптомы вам до боли знакомы, не спешите хвататься за голову. Поставить диагноз может только доктор, да и то не при первой встрече. Квалифици-рованные специалисты наблюдают ребенка на протяжении нескольких месяцев, назначая при необходимо-сти дополнительные исследования. Ведь практически каждый из выше-перечисленных симптомов может свидетельствовать не только о гиперактивности ребенка раннего возраста, но и о какой-то другой особенности развития. К то-му же очень важно, как долго ребе-нок проявляет себя подобным обра-зом, возможно, речь просто идет об очередном этапе взросления «с по-бочными эффектами», а не о невро-логическом диагнозе.

ПОДСКАЗКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Не секрет, что от общения с гипер-активным ребенком даже самые тер-пеливые родители и самые опытные педагоги подчас теряют терпение и начинают «бегать по потолку»: ну никакого сладу с этим «вечным дви-гателем»! Вот несколько советов, которые помогут нормализовать отношения и добиться от своего чада желаемого поведения.

♦ Почаще поощряйте своего ма-лыша - такие дети очень нужда-ются и в похвалах, и в матери-альных стимулах (сладостях, иг-рушках и т.д.). Старайтесь обра-щать внимание на те достижения ребенка, которые дались ему с особым трудом - усидчивость, ак-куратность, последовательность, пунктуальность и т.д.

♦ Учебные и развивающие заня-тия планируйте в первой по-ловине дня, тогда и результаты будут выше.

♦ Свои просьбы ребенку форму-лируйте покороче - в 1-2-х предложениях, чтобы он навер-няка дослушал до конца.

♦ Гиперактивные детки очень быстро утомляются. Поэтому почаще делайте перерывы в занятиях (в любых, даже интересных для ребенка).

♦ Помните: когда ваш ребенок в общественном месте начинает се-бя вести неприлично с точки зре-ния общепринятого этикета (громко говорить, кричать, вер-теться), одергивать его бесполез-но. Постарайтесь отвлечь его вни-мание интересным разговором, ласково погладьте ручки, щечки. Приятные тактильные ощущения помогают снять эмоциональное напряжение. А чтобы не испыты-вать чувство стыда перед окружа-ющими, постарайтесь убедить се-бя, что ребенок не виноват в том, что родился таким, он и сам страдает от своей непоседливости.

♦ Занимаясь с гиперактивным ребенком, не тре-буйте от него выполнения сра-зу нескольких условий: сидеть смирно, писать (вырезать, рисо-вать и т.д.) аккуратно, слушать внимательно и т.д. Выберите один пункт, который в данный момент наиболее важен, например писать аккуратно, а за то, что ребенок по-минутно вскакивает, грызет ручку, то и дело отвлекается, постарай-тесь его не ругать. Если ребенок выполнит это условие - обязатель-но похвалите. В следующий раз выберите другое условие - сидеть спокойно.

♦ Если вы хотите, чтобы ваш ре-бенок четко следовал распо-рядку дня, перед окончанием од-ного дела и при переходе к «следующему пункту программы» обязательно напоминайте ему (лучше не один, а 2 - 3 раза): «Играть осталось 10 минут, по-том - обед!» Дети постарше, кото-рые умеют определять время по часам, могут готовиться к смене деятельности с помощью будиль-ника.

♦ Сам же распорядок дня соста-вляйте таким образом, чтобы ребенок не слонялся без дела и 10 минут. Такого малыша нуж-но постоянно чем-то занимать, чтобы он не перевозбуждался.

♦ Очень полезно записать гипер-активного ребенка с раннего возраста в спортив-ную секцию и (или) регулярно играть с ним в спортивные игры.

♦ Самый лучший вариант, если родители и воспитатели (учителя) объединят свои усилия в воспита-нии такого сложного ребенка и будут действовать сообща. Еди-ные требования в детском саду (школе) и дома помогут малень-кому человечку быстрее привык-нуть к порядку.

ОСТОРОЖНО: ЛОВУШКА!

Известно немало случаев, когда ро-дители гиперактивных детей с де-фицитом внимания, «купившись» на их высокие интеллектуальные спо-собности, отдавали свое чадо в школу несколько раньше, чем это было необходимо. А почему бы и нет? Ведь если ребенок, например, в 4 года научился читать, к 5-ти скла-дывает в уме или считает до 100 и весело декламирует коротенькие ан-глийские стишки, что ему делать в детском саду?

Но не все так просто. Одна из особенностей таких детей - асинхрония развития. Малыш действитель-но по некоторым параметрам опере-жает своих сверстников, но в чем-то, увы, отстает от них. (Часто опе-режение идет именно в плане разви-тия интеллекта, а отставание - в во-просах социализации.) Для такого ребенка урок длительностью в 30 минут равносилен пытке. Он станет вертеться и отвлекаться, пропускать слова педагога мимо ушей и, умея решить сложную задачу, будет 20 минут раздумывать над элементар-ным примером. А его буковки будут скорее напоминать диковинных на-секомых. Он просто еще «не доз-рел» до школы физиологически и психологически!

Именно поэтому перед тем, как отдать гиперактивного ребенка с де-фицитом внимания в школу, его со-вершенно необходимо показать спе-циалистам, желательно нескольким, например: неврологу, психологу, дефектологу. А потом - следовать полученным рекомендациям, спря-тав свои родительские амбиции до лучших времен.

Если вы поняли, что «погорячи-лись» со школой уже когда ваш ре-бенок пошел в первый класс, еще не поздно вернуть его в сад, «отыграв» для него еще один кусочек детства. Опыт показывает, что факт перехода из детского сада в школу, как прави-ло, более важен для пап и мам, не-жели для самих юных школяров.

Даже у сложных задач всегда есть свое решение. А когда речь идет о том, чтобы облегчить жизнь не только себе, но и маленькому, пока беззащитному перед этой жизнью человечку, появляются силы, нахо-дятся специалисты и нужная ин-формация. И пусть иногда подводит терпение, главное, что вы любите свое дитя, а оно любит вас, и, зна-чит, вместе рано или поздно спра-витесь со всеми проблемами.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

Похожие

» » » » Гиперактивный ребенок раннего возраста