Если ваш ребёнок не может сосредоточиться на чём-то одном, ему приходится тратить впустую много сил и энергии. И если в самом раннем возрасте это не представляет большой угрозы, то с возрастом (особенно в школе) неусидчивость может стать настоящей бедой как для ребёнка, так и для вас самих. Помните главное: вы - родители. И вы в состоянии помочь малышу справиться с этой проблемой. Только делать это нужно аккуратно и последовательно. Итак, как следует прививать усидчивость вашему ребёнку? В данной статье вы найдёте исчерпывающий ответ на этот вопрос.
То здесь, то там.
Для маленького ребенка всего пара минут - это целая вечность. Дети стараются охватить как можно больше, поэтому всё время «прыгают» с одного занятия на другое. Только что карапуз рисовал, не прошло и пяти минут, как он взялся за пирамидку, но она так и не была собрана, потому что по телевизору начали транслировать мультфильм, который не удалось досмотреть из-за возникшей необходимости встретить маму, вернувшуюся из магазина с чем-то вкусненьким. Со временем ребенок научится избирательности восприятия и сможет произвольно концентрировать свое внимание. Постепенно период сосредоточенности малыша будет удлиняться и затем, благодаря помощи родителей, он научится собранности и сможет до конца выполнять начатое дело. Но понадобится много сил и терпения, чтобы сформировать у ребенка навыки усидчивости и способность к длительной концентрации внимания.
Будьте внимательны
Как же привить своему непоседе навыки усидчивости? В первую очередь, родители должны начать развивать внимание малыша. Многие мамы и папы требуют внимательности уже у 2-3-летних деток, в то время как даже у 5-6-леток внимание носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенку трудно сконцентрироваться по требованию. В этом возрасте детей способно привлечь я только что-то яркое и привлекательное. Однако такая непроизвольность внимания позволяет дошколятам за 3-4 года до школы перелопатить огромнейший объем информации, интересоваться всем на свете и перепробовать все, что угодно.
При всем этом, родители полагают, что малыш должен тихонько играть в своем уголке, не мешая домочадцам. И в то же время, мы желаем, чтобы в дальнейшем ребенок успешно учился в школе, естественно, самостоятельно. На этом этапе взрослые должны осознать, что малыш вырастет усидчивым и дисциплинированным только в том случае, если в раннем детстве мама и папа вместе с ним будут работать над развитием внимательности. Как проводить занятия?
Предлагаем небольшую шпаргалку
• Помните, что детки любят всё яркое и интересное. Поэтому, если вы хотите увлечь ребёнка выполнением какого-либо задания, расскажите ему о привлекательных моментах данной деятельности. Также можно поведать невероятную сказочную историю, связанную с выполнением задания, или сделать занятия похожими на соревнования.
• Чтобы занятия были продуктивными, необходимо создать спокойную и благоприятную атмосферу. Так что отложите подальше игрушки и позаботьтесь о том, чтобы был выключен телевизор.
• В процессе занятия выражайте свои эмоции, радуйтесь и удивляйтесь вместе с малышом.
Ну и, конечно же, не забывайте хвалить ребенка за успех.
• Имейте в виду, что речь - одно из главных средств, способствующих формированию внимания. Поэтому комментируйте все, что вы делаете, а также попросите ребенка проговаривать свои действия и делиться с вами мыслями о том, что он собирается сделать. Таким образом, ребенок будет учиться планировать свои действия. Если у малыша еще не получается выстроить план, помогите ему справиться с этой непростой задачей, поинтересуйтесь: «Что ты сейчас делаешь?», «Что будешь делать потом?», «Посмотри туда...», «А еще можно сделать вот так».
• Если, несмотря на все ваши старания и ухищрения, ненаглядное чадо то и дело крутится по сторонам в поисках 6олее увлекательного занятия, не вздумайте обуздать его порывы повелительными фразами типа: «Успокойся!», «Не вертись!». Лучше предложите ребенку окончить начатое дело: «Посмотри, тебе осталось доделать совсем немного», «Давай нарисуем еще цветочек» и т.д.
Для того чтобы занятия были на радость ребенку и приносили максимум пользы, родители всегда должны помнить, что:
- 5-летний ребенок может концентрировать внимание на одном занятии около 15 минут, затем ему необходимо сменить вид деятельности;
- нельзя требовать от ребенка сидеть над заданием больше, чем он способен;
- у впечатлительных, болезненных и ослабленных деток уровень концентрации ниже, поэтому они чаще отвлекаются.
Терпение и труд
В процессе развития внимания малыша мы также учим его терпению, умению доводить до конца начатое дело и добиваться поставленной цели. В будущем эти навыки позволят ребенку успешно справляться со школьной программой и выполнением домашних заданий. Нет лучше и интереснее занятия для ребенка, чем игра. Между тем, именно игра способствует развитию внимания, терпеливости и усидчивости. Игра обеспечивает произвольность поведения, то есть ребенок сам себя контролирует и, разумеется, самостоятельно все решает. В то же время, она требует выполнения определенных правил и доведения до конца начатого дела. Таким образом, ребенок должен проявлять терпение, иначе его не примут в игру.
Проверенным и действенным способом по воспитанию терпения и желанию добиваться необходимых результатов является труд. Впрочем, малыши обычно рады помочь по хозяй-ству своим родителям. Правда, мама и папа почему-то не всегда одобряют детскую инициативу. Ведь полы он может протереть вашим любимым кухонным полотенцем, а после грандиозного мытья посуды можно недосчитаться чашки или блюдца. В таких случаях, родители частенько выплески-вают на неудавшегося помощ-ника весь свой гнев, чего делать ни в коем случае нельзя. Иначе, вы напрочь отобьете у своего крохи всякое желание вам по-могать. Он-то хотел как лучше! Вы должны это отчетливо по-нимать и всячески поощрять детское желание вам подсо-бить. Искренне хвалите малыша за хорошо проделанную работу, и в доброжелательной форме высказывайте свои пожелания, если у ребенка что-то не полу-чилось: «Пол моют специаль-ной тряпочкой, а полотенцем вытираемся мы сами», «Когда моешь посуду, крепко держи предмет в руках, иначе он вы-скользнет», «Когда поливаешь цветы, не нужно лить слишком много воды» и пр. Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос трудолюбивым, никогда не пресекайте его попытки вам по-мочь!
И еще, возьмите на заметку несколько моментов:
• не ждите, что ребенок сам начнет проявлять терпение. От-ветственность за формирование этого качества у малыша лежит на взрослом;
• мама и папа должны ор-ганизовывать деятельность ребенка. Не лишним при этом будет поинтересоваться: «Что ты сейчас будешь делать, а что потом?»;
• всячески подбадривайте, поощряйте и хвалите малыша. Не ограничивайтесь обыденны-ми словами «умница» и «моло-дец». Лучше укажите ребенку на то, что ему удалось особенно хорошо. А главное - объясняй-те, почему он добился успеха: «Ты старался, добивался своей цели и был терпелив, поэтому у тебя все получилось». Если же у малыша пока еще не все получа-ется, успокойте его, поддержите. Объясните ему, что «для того чтобы все получилось, иногда необхо-димо проделывать одну и ту же работу несколько раз. Именно так мы учимся всему».
Игры на развитие внимания
Найди отличия.
Покажите малышу два похожих рисунка и попросите найти отличия.Что пропало?
Поставьте перед ребенком 3-7 игрушек (количество игрушек зависит от возраста малыша), а затем попро-сите его закрыть глаза и спрячьте одну игрушку. После этого дайте сигнал открыть глаза. Он должен сказать, какой игрушки не хвата-ет.Съедобное - несъедобное.
Вы бросаете ребенку мяч, при этом называете слово. Ребенок должен поймать мяч только в том случае, если вы назвали что-то съедобное, а если нет - следует опускать руки.Делай как я!
Под считалку вы ритмично выполняете про-стые движения (например, ки-ваете, хлопаете в ладоши, топа-ете ногой), а ребенок повторяет за вами. Затем, неожиданно для малыша вы меняете движение. Ребенок должен сориентиро-ваться и повторить за вами но-вое движение.Три задания.
Малыш становит-ся в удобную позу, затем по сигналу «Раз, два, три - замри!» он должен замереть и оставаться неподви-жен. В это время вы называете три задания, а после команды «Раз, два, три - беги!» малыш отправляется на выполнение заданий. Причем задания необходимо выполнять именно в той последовательности, в которой вы указали. Вот пример заданий:1. Назови какое-нибудь до-машнее животное.
2. Подпрыгни три раза.
3. Принеси синенькую машинку.
Игры, требующие усидчивости
Если вы хотите дать малышу занятие, требующее усидчиво-сти, предложите ему:
Разукрашивать.
Возьмите раскраску или сами нарисуйте какой-нибудь предмет и пред-ложите ребенку разукрасить его, не выходя за контур.Лепить.
Лепить из пласти-лина очень интересно и ве-село, особенно с мамой и па-пой. Попробуйте! Понравится всем!Собрать
паззл или мозаи-ку.Разложить
детали мозаики по цвету.Поиграть
со шнуровками.Пересыпать
фасоль или горох в бутылку с узким гор-лышком.Переливать
воду из емко-сти с широким горлышком в емкость с узким горлышком.Можно проявить фантазию и придумать множество игр, требующих скрупулезности и усидчивости. Однако родители не должны забывать предла-гать малышу и активные игры, чтобы он мог выплеснуть всю накопившуюся за день энер-гию. Кроме того, необходимо правильно подбирать время для занятий. Если у ребенка резвое настроение, лучше дать ему в этот момент побегать.
Принимайте своего малы-ша таким, какой он есть, и не ставьте ему в пример сосед-ских Машу, Сашу, Глашу или еще кого-то. Пусть даже те могут полча-са собирать паззл, в отличие от вашего непоседы, который не высиживает за этим заняти-ем более 10 минут. Ни в коем случае не давите на ребенка! Если ребенок может высидеть только 10 минут, значит, за-нимайтесь именно столько. Главное - продолжайте зани-маться!
Внимание, только СЕГОДНЯ!