Развитие, воспитание и формирование личности дошкольника

Каждый ответственный родитель хочет видеть своего ребёнка здоровым и умным. Конечно, прежде всего, вундеркиндами не стают, вундеркиндами рождаются. Сегодня я не собираюсь вам рассказывать о том, как воспитать вундеркинда, да и нужно ли вам это на самом деле… Темой нашего сегодняшнего обсуждения будет: «Развитие, воспитание и формирование личности дошкольника с учётом возможностей и задатков конкретно взятого ребёнка».

Формирование личности ребёнка в первые шесть лет его жизни - важный этап дальнейшего становления личности человека. В этот период жизни идёт активное развитие и формирование мозга ребёнка, малыша можно занять, заинтересовать и обучить без какого-либо особого на то стимулирования. Тем не менее, это не значит, что ребёнка нужно только воспитывать и обучать, не забывайте, что детство, красочное и светлое, бывает только раз в жизни, поэтому всё, что делает ваш ребёнок, должно приносить ему радость и максимум удовольствия.

Как правило, многие родители в первые годы жизни своего ребёнка его обучение и развитие пускают на самотёк, а о том, что пора чему-то научиться вспоминают перед школой, когда уже «ой как пора». Потом начинается активное обучение, которое не приносит особой пользы. Вспоминаю ситуацию, когда пришла в гости к своим знакомым, а их дочери нужно было учить таблицу умножения. Как печально было смотреть на ту картину, когда ребёнок со слезами учил табличку умножения, а за то, что девочка всё плохо запоминает, то родители на неё ещё и накричали. Если посмотреть в истоки возникшей проблемы, то ругать, скорее всего, нужно было бы самих родителей, так как поленился не их ребёнок выучить «дважды два - четыре», а они сами пару лет назад поленились в форме интересной и занимательной игры преподнести своему малышу полезный для будущего обучения материал.

Так вот, чтобы не дошло дело до слёз, капризов и зубрёжки, не мешало бы заняться важным последовательным и качественным развитием, воспитанием и формированием личности дошкольника, и делать это нужно практически с пелёнок. Если же ваш малыш уже далеко не первый день топает, не отчаивайтесь, как говорится: «Лучше поздно, чем никогда». В любом случае, всё обучение и развитие ребёнка, начатое до школы, принесёт свои полезные плоды в будущем.

Развитие и формирование личности малыша до год

Ребёнок за первый год своей жизни познаёт окружающий мир, осваивает основные азы тактильного восприятия мира, речевых и физических навыков, осуществляется его психомоторное развитие. Общение с малышом в этот период его жизни является важным аспектом воспитания. Колыбельная пенка, мамина улыбка, нежные объятия - это то, что так необходимо в раннем младенческом возрасте. Очень важно для мамы озвучивать каждое своё действие, таким образом, малыш постепенно накапливает свой богатый словарный запас. И если вы думаете, что когда малыш ничего не говорит, то он ничего не понимает, то, скорее всего, не понимаете своего ребёнка именно вы. Ребёнок в возрасте до года знает, понимает и думает больше, чем вы можете предположить. От вас зависит только то, насколько качественную и полезную информацию даёте ему вы сами.

Очень важно в возрасте до года осваивать первые развивающие игры, к примеру, складывать пирамидки, кубики, в процессе игры устанавливать взаимосвязь между каким-то действием и результатом этого действия. Например, когда что-то бросаешь, то оно обязательно падает. Как падает? Громко и не очень. То есть, предмет падает и издаёт звук в зависимости от материала, из которого он изготовлен, и от своих размеров. Казалось бы, из давно привычных процессов можно сделать множество важных выводов, которые как раз и делает ваш ребёнок. К примеру, когда лает собака за окном, то вы, скорее всего, просто этого не замечаете, так как за много лет уже привыкли к этим звукам. Ваш же малыш, как правило, чётко улавливает как лай собаки, так и многие другие звуки, поскольку для него это процесс познания окружающего мира.

Период развития ребёнка от года до трёх лет

После года начинается, можно сказать, бурное развитие ребёнка. Он начинает активно пополнять свой словарный запас. И даже если ваш малыш не очень изъявляет желание говорить, не отчаивайтесь. Все детки разные. Просто с терпением продолжайте говорить с ним обо всё на свете. Он вас очень хорошо понимает и, поверьте, слышит и слушает.

С годовалого возраста всё большую роль в воспитании и формировании личности приобретает игра. Дети младенческого и ясельного возраста участвуют в различных предметных играх, в которых ребёнок оперирует красивыми, яркими игрушками и предметами, сначала осуществляя простейшие действия (перекладывание, бросание и т.п.),, а позже наблюдая за изменениями в игрушках (разрушение построек из кубиков, а также пирамидок, движение заводных игрушек и т.п.) и пытаясь установить причину этих изменений.

В этом возрасте всё большую роль приобретают игры, включающие как можно больше движений. Не стоит пренебрегать в этом детском возрасте книгой. Моя дочка в возрасте одного года и трёх месяцев настолько полюбила книги, что просто-напросто заставляла маму, папу и бабушку ей читать эти книжки. Не стоит покупать книги многозначительные, содержательные, с большой текстовой нагрузкой. Для детей ясельного возраста существует множество книг-картонок с короткими стишками, книжки-картинки с названиями животных, предметов быта, растений, игрушек и т.п. Это как раз наилучший вариант для раннего развития.

В воспитании малыша важно помнить и об ознакомлении с моральными принципами и правилами этикета. Не забывайте говорить своему ребёнку: «приятного аппетита», когда он садится кушать или «спокойной ночи», когда он ложится спать. Рассказывайте малышу, что можно, а чего нельзя. Ребёнок уже должен понимать, что не всё, что ему хочется сделать, хорошо и дозволено. Только вот обижать и наказывать кроху не стоит, поскольку малыш перестанет понимать слово, а привыкнет к крику и физическому наказанию, как к привычному общению. Это же относится и к воспитаю детей старшего дошкольного возраста. Очень важно формировать дружелюбные и доверительные отношения между родителями и их детьми.

Возраст от года до трёх характеризуется ещё тем, что ребёнок часто шкодничает и шалит. Это и есть характеристика данного возраста. От родителей же требуется максимум терпения, ведь маленький ребёнок всего лишь познаёт окружающий его мир. И не нужно воспитывать ребёнок методом «кнута и пряника», похвал и запретов, ведь вы тоже были маленькими и проходили такой же самый этап своего развития. Чем больше вы будете запрещать, тем больше ребёнок будет делать на зло. Недаром же говорят, что запретный плод сладок. Просто всё, чего делать категорически нельзя или просто нельзя, нужно либо максимально спрятать от малыша, либо объяснять в доступной форме, почему это делать запрещено.

От трёх до шести - «почемучка

Возраст от трёх до шести лет - это период определённых заданий и испытаний. Крик, визг, либо увиливание, применение всесильного «нет», попытки управлять действительностью при помощи лишь одного огромного желания - это именно то, что как раз и должно происходить в таком возрасте. И только лишь духовная сила заставляет ребёнка действовать подобным образом, искажая которую, можно получить серьёзные проблемы в будущем. Весь энергетический потенциал ребёнка нужно направлять в полезное русло, на выполнение тех задач и испытаний, которые научат приобретению психического и эмоционального равновесия.

У ребёнка в возрасте от трёх до пяти лет очень велика сила намерения. Малыш говорит о своём намерении и делает всё возможное для получения желаемого. Взрослый же более чутко воспринимает, какие желания стоит, а какие не стоит воплощать в реальность. Но вот, если в раннем детстве подавлять и останавливать в ребёнке чувство силы намерения, то ему будет довольно тяжело поверить в свои силы и возможности во взрослой жизни.

Джон Грей советует придерживаться следующих принципов позитивного воспитания детей: отличаться от других, совершать ошибки, хотеть большего и проявлять негативные эмоции - это нормально, выражать своё несогласие тоже нормально, но при этом следует не забывать, что мама и папа - главные.

Ребёнок в возрасте до трёх лет - это маленький исследователь, заслуживающий похвалы, исследуемый и одобряемый. Не ленитесь находить полезные ответы на любимое «почему» вашего малыша, вы же хотите, чтобы ваш ребёнок вырос полноценной развитой личностью, а вот это, как раз, во многом зависит от вас, дорогие родители.

Параллель: развитие ребёнка - развитие родителей с пользой для все

Чем больше родители занимаются со своим ребёнком, тем тому легче даётся всё, за что бы он ни взялся. Для некоторых взрослых совсем не интересно заниматься, сказать бы, «простяцкими» вещами: делать аппликации, рисовать примитивные картинки, считать до десяти, учить алфавит и т.д. Но это очень интересно делать со своим ребёнком! Вы как бы заново возвращаетесь на лет двадцать назад! Вспоминаю себя: когда мне было лет 7-8, тогда мне очень хотелось читать взрослые книги и решать взрослые задачи, а сейчас вот, когда всё взрослое понятно и доступно, я с огромным удовольствием окунаюсь в мир детства со своей любимой дочуркой! Желаю и вам того же!

Литература для ответственных родителет

Для того, чтобы как можно глубже понять особенности развития, воспитания и формирования личности дошкольника одной этой статьи ой как мало. Есть множество интересной и полезной литературы, способной помочь молодым родителям воспитать счастливую и успешную личность. Я не буду вам давать перечень всех возможных и доступных для чтения книг, но вот несколько наиболее интересных всё-таки порекомендую. Это:

  • Данилова Лена «Энциклопедия развивающих игр»
  • Ледлофф Жан «Как вырастить счастливого ребёнка»
  • Масару Ибука «После трёх уже поздно»
  • Александр Васютин «Самая лучшая книга по воспитанию детей»
  • Ирина Маниченко «10 законов воспитания»
  • Ирина Маниченко «10 секретов воспитания»

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Психология и развитие

» » » » Развитие, воспитание и формирование личности дошкольника